Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
25.01.2019
Редакция Naked Science
1 271

Самый древний камень Земли нашли на Луне

Согласно гипотезе, он попал на спутник почти четыре миллиарда лет назад.

В журнале Earth and Planetary Science Letters вышла статья, посвященная анализу лунных образцов, которые доставили на Землю в ходе миссии «Аполлон-14». В экспериментальных образцах найдены частички минералов, которые, по мнению ученых, не могли образоваться на Луне.

Запуск «Аполлон-14» прошел в 1971 году. В ходе этой миссии состоялась третья высадка людей на Луну. Тогда же космонавт и один из трех членов экипажа Эдгар Митчелл (Edgar Mitchell) собрал образцы лунного грунта. Сейчас международная команда ученых, в которую входят специалисты из Швеции, Австралии и США, проанализировала их и выдвинула предположение, что некоторые могли попасть на спутник с Земли 3,9 миллиарда лет назад.

В качестве доказательства своей теории авторы приводят состав образцов. В нем найдены кусочки кварца, полевого шпата и циркона. Кроме того, химический анализ показал, что порода сформировалась в окисленной среде при температурах, которые характерны для Земли. Если же предположить, что она могла образоваться на Луне, тогда с учетом давления кристаллизации это произошло бы на глубине 167 километров, что крайне маловероятно, не говоря уже об уровне кислорода, который имел спутник четыре миллиарда лет назад.

Земля 4 миллиарда лет назад в изображении художника / ©Simone Marchi

Наличие циркона во многом помогло ученым, потому что этот минерал содержит уран, период полураспада которого известен. Так они смогли определить, что порода образовалась примерно 4-4,1 миллиарда лет назад, предположительно, на глубине 20 километров.

Сравнение расстояний от Земли до Луны / ©David A. Kring

Согласно их теории, 3,9 миллиарда лет назад на Землю, возраст которой тогда составлял всего 540 миллионов лет, упал астероид, выбив тем самым часть породы в космос. Поскольку Луна тогда была в три раза ближе к планете, чем сегодня, осколки осели на ее поверхности. Проверить гипотезу несложно, но для этого необходимо добыть новые образцы лунного грунта. Если теория верна, то там должны остаться еще камни с тем же составом и характеристиками.

Двадцать первого января завершилось первое полное лунное затмение 2019 года. Тогда же некоторые наблюдатели заметили короткую вспышку на поверхности Луны. Позже оказалось, что она образовалась из-за падения метеорита на поверхность спутника. Видео этого явления вы можете посмотреть у нас на сайте.