Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
30.05.2017
Редакция Naked Science

Российские ученые нашли в Арктике самые ранние свидетельства собаководства

Люди «вывели» ездовых собак по крайней мере девять тысяч лет назад.

sobachya_upryazhka_1920x1200

Собаку считают первым животным, которое человеку удалось одомашнить. Это случилось до окончания плейстоцена, то есть не позднее 11, 7 тысячи лет назад. Однако ранние археологические свидетельства одомашнивания собак крайне редки.

Ученые из Института истории материальной культуры РАН заявили, что им удалось найти свидетельства не только приручения собаки, но и собаководства. По словам исследователей, древние жители северных территорий уже девять тысяч лет назад искусственно «выводили» собак, обладающих нужными человеку чертами. Останки, подтверждающие это заключение, нашли при раскопках на острове Жохова в Восточно-Сибирском море.

Останки собаки, Journal of Archaeological Science: Reports

Археологи обнаружили на острове собачьи кости и остатки деревянных саней. Ученые проанализировали два наиболее сохранившихся собачьих черепа. Они измерили отношение высоты черепа к его полной длине и отношение высоты морды к полной длине черепа. Также ученые исследовали сохранившиеся кости одиннадцати собак. Согласно модели, построенной на основе этих исследований, десять собак могли весить от 16 до 25 кг и напоминать современных сибирских хаски. Одна собака могла весить до 29 кг. Внешне она, скорее всего, была похожа на аляскинского маламута.

По словам археолога Владимира Питулько, который занимается раскопками на острове с 1989 года, средняя ездовая собака весит 20–25 кг. Такой размер позволяет собакам тянуть упряжки и при этом не перегреваться, как это произошло бы с более крупными животными. Более крупных собак, возможно, использовали в охоте — археологические данные показывают, что жители территории охотились на северного оленя и белого медведя.

Чтобы подтвердить, что собак с острова Жохова действительно одомашнили, их черепа сравнили с черепами современных животных. Для этого те же соотношения измерили у 24 черепов волков и 32 черепов хаски. Черепа одомашненных собак короче и шире, чем у волков.

Ученые высказали предположение о трех стадиях приручения собак. Согласно ему, на первой стадии действовал естественный отбор, связанный с пищевым поведением животных. На второй стадии среди животных, следовавших за человеком в поисках пищи, действовал искусственный отбор. Люди отбирали тех животных, которых легче было приручить. На третьей стадии, по мнению ученых, люди целенаправленно отбирали животных, формируя породы, необходимые для конкретных задач.

Более ранние исследования митохондриальной ДНК собак с острова Жохова показали, что эти животные принадлежали к гаплогруппе, широко распространенной в Северной Европе.

Статья об исследованиях вышла в июньском номере журнала Journal of Archaeological Science: Reports.

Ранее ученые пришли к выводу, что человек пытался приручить дикого волка несколько раз подряд.