Результаты химиотерапии при раке могут зависеть от состава микробиома пациента — Naked Science
01.11.2017

Результаты химиотерапии при раке могут зависеть от состава микробиома пациента

Ученые обнаружили, что определенный состав микробиома пациента может делать лекарства более токсичными.

chemotherapy-56d97e423df78c5ba025cc97

Исследователи из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна выяснили, что состав микробиома кишечника пациента может влиять на эффективность химиотерапии при онкологических заболеваниях. По словам ученых, это явление объясняет, почему один из основных препаратов в терапии колоректального рака оказался токсичным для некоторых пациентов.

В перспективе исследование поможет в разработке новых лекарственных схем.

Врачи и ранее отмечали токсичность при использовании иринотекана. Это один из трех препаратов, чаще всего применяемых на первых этапах лечения колоректального рака. До 40% пациентов в период приема препарата сталкивались с сильной диареей. Регулярные приступы диареи опасны и сами по себе — они вызывают сильное обезвоживание. Для пациентов, проходящих химиотерапию, такой эффект оказывается еще опаснее, поскольку их организм ослаблен терапией и связанным с ней стрессом.

Препарат вводится в неактивной форме, затем под воздействием энзимов печени приобретает активную токсичную форму, способную уничтожать раковые клетки. После этого вещество взаимодействует с другим типом ферментов печени и «деактивируется», а потом выводится с желчью. Но, по словам ученых, в пищеварительном тракте некоторых людей обитает значительное количество бактерий, для которых неактивная форма иринотекана служит пищей. Чтобы «переварить» вещество, эти микроорганизмы используют ферменты бета-глюкуронидазы. Эти ферменты способны снова сделать препарат активным и токсичным. В этом случае иринотекан раздражает кишечник изнутри, вызывая диарею и другие симптомы. Чтобы избежать такого эффекта, вместе с иринотеканом пациенту часто назначают антибиотики. Они уничтожают не только бактерии, питающиеся препаратом, но и другие микроорганизмы, необходимые для работы пищеварительной системы.

Авторы новой работы исследовали образцы кала 20 человек. На образцы воздействовали неактивированным иринотеканом. Высокую вероятность повторной активации препарата обнаружили только в четырех образцах. Микробиом этих людей вырабатывал значительно больше бета-глюкуронидаз разных типов, чем у других участников.

Исследователи считают, что подобный анализ поможет выявить пациентов с повышенной склонностью к реактивации иринотекана. Возможно, в их лекарственных схемах иринотекан заменят другие препараты. Ученые отметили, что бета-глюкуронидазы кишечника могут воздействовать и на другие лекарства, например ибупрофен. Если такой препарат реактивируется в организме, человек может получить более высокую дозу, чем планировалось.

Исследование опубликовано в журнале npj Biofilms and Microbiomes.

Ранее исследователи установили, что количество социальных взаимодействий между пациентами может влиять на результаты химиотерапии.