Разработана модель для предсказания запаха по строению молекул

Ученые разработали математическую модель, которая может предсказывать запах по строению молекулы. Точность распознавания составила более 80 процентов.

Известно, что обоняние является одним из наиболее субъективных анализаторов. В отличие от цвета, который можно предсказать по длине волны, и музыки, записанной в виде нот, не существует способов точно описать запах до его восприятия. Это ограничивает возможности химической и, в частности, парфюмерной промышленности.

Чтобы восполнить пробел, ученые из Лаборатории нейрогенетики и изучения поведения Рокфеллеровского университета и других вузов разработали модель, которая позволяет предсказывать запах по строению молекул. На первом этапе 49 добровольцам предлагали оценить серию запахов по 19 специфическим критериям (ассоциации с цветочным ароматом, мочой) и двум общим (интенсивность, приятие). В ходе работы использовались как знакомые запахи, например ванилина, так и малоизвестные, в частности 2-изопропилфенол.

Всего авторы классифицировали 476 молекул по миллиону переменных. Затем последние связали с еще двумя миллионами переменных, описывающих свойства молекул, в том числе количество содержащихся в них атомов серы. Ни одна из моделей, построенных 22 группами ученых, не оказалась эффективной, и исследователи привлекли к обработке данных участников краудсорсинговой платформы DREAM Challenge.

Построенная модель позволила определять запах по строению молекул с точностью 83 процента. Наиболее простыми для распознавания оказались запахи рыбы и чеснока, а сложными — прохлады и кислоты. По мнению ученых, это связано с тем, что добровольцы испытывали трудности при описании некоторых ароматов и указании соответствующих перцептивных ассоциаций.

Кратко об исследовании сообщается на сайте Рокфеллеровского университета.

Аватар пользователя Дмитрий Лесной