Раковые клетки могут нейтрализовать действие химиотерапии бактериями

Ученые обнаружили, что бактерии, часто сопровождающие рак поджелудочной железы, позволяют опухоли выжить, разрушая препараты химиотерапии.

Рак поджелудочной железы занимает шестое место по распространенности среди онкологических заболеваний взрослого населения. Риск его развития повышают курение, употребление спиртного, жирная и острая пища, а прогноз не слишком благоприятный: достаточно эффективного лечения против него пока нет. Плохо поддается он и гемцитабину, одному из самых действенных препаратов химиотерапии.

Равид Страусман (Ravid Straussman) и его коллеги из израильского Института Вейцмана выяснили, с чем связана эта особенность рака поджелудочной, а возможно, и некоторых других онкологических заболеваний. Ученые пытались понять, каким образом присутствие здоровых клеток иногда помогает опухоли защищаться от воздействия лекарственных препаратов. В ходе первых экспериментов они обнаружили, что клетки (на иллюстрации к заметке они окрашены красным) были заражены бактериями Mycoplasma (на иллюстрации – зеленые), и поначалу сочли это загрязнением.

Однако вскоре обнаружилось, что эти микоплазмы способны разрушать гемцитабин, деактивируя его за счет действия мутировавшей формы фермента цитидиндеаминазы. В статье, опубликованной журналом Science, ученые пишут, что микробы, способные производить такой белок, удалось выделить в 86 из 113 проб биопсии, взятых у больных раком поджелудочной железы. Помимо микобактерий, это были представители множества других групп.

Авторы протестировали в общей сложности 2674 разных вида, обычных жителей нашего организма и распространенных инфекций, выяснив, что около 11 процентов из них синтезируют эту опасную форму цитидиндеаминазы. Почти все они относятся к классу гамма-протеобактерий, куда входит и кишечная палочка. Эксперименты in vitro и на лабораторных мышах показали, что справиться с разлагающими гемцитабин бактериями позволяют антибиотики. Однако ученые соглашаются, что это – не лучший путь, вновь повышающий шансы на возникновение устойчивых форм микробов.

Аватар пользователя Alexandr Valiulin