Закрыть10

Радиотелескопы впервые зафиксировали, как черная дыра разрушила звезду

Радиоастрономам впервые посчастливилось увидеть, как черная дыра разрушает звезду: разрывает, поглощает и выбрасывает останки за свои пределы. Ученые наблюдали за объектом под названием ASASSN-14li в созвездии Волос Вероники.

27 нояб 2015 Руслан Зораб Комментариев: 1

Как сообщает журнал Science, необычную вспышку ASASSN-14li в созвездии Волос Вероники, которая произошла примерно на расстоянии 300 млн световых лет от Земли, в центре галактики PGC 043234, заметили еще в декабре 2014 года. Отследить ее смогли с помощью орбитального телескопа Swift. Астрономы решили, что имеют дело с уничтожением звезды сверхмассивной черной дырой в центре PGC 043234, так как она была видна в мягком рентгеновском диапазоне. Это и привлекло внимание радиоастрономов из университета Джона Гопкинса в Балтиморе (США). Наблюдая за ASASSN-14li при помощи ряда наземных радиотелескопов, ученые подтвердили, что данная вспышка действительно является следом поглощения звезды  черной дырой.

«Подобные события происходят крайне редко. Нам впервые удалось увидеть все – от разрушения звезды и до рождения джета, узкого конусообразного пучка материи, выплевываемого черной дырой. Мы смогли проследить за всем этим на протяжении нескольких месяцев», – заявил Шурт ван Велзен из университета Джона Гопкинса в Балтиморе (США).

До сих пор такие события ученые могли наблюдать только в оптическом или рентгеновском диапазоне. В радиодиапазоне астрономы увидели поглощение черной дырой звезды впервые.  Как рассказывают астрофизики, до настоящего времени такие события не удавалось увидеть с помощью радиотелескопов из-за низкой мощности радиоизлучения, порождаемого в ходе разрушения звезды. Вспышку удалось увидеть только благодаря относительно небольшому расстоянию между Млечным путем и галактикой PGC 043234.