Причина вымирания мамонтов окончательно установлена, – ученые — Naked Science
16.10.2015

Причина вымирания мамонтов окончательно установлена, – ученые

Причина, по которой вымерли мамонты, связана с людьми. Вымирание мамонтов произошло 10 тыс. лет назад.

В центре внимания исследователей из США оказалось соотношение изотопов азота-14 и азота-15 в бивнях мамонтов. Этот показатель помог установить, чем питались молодые животные и когда у них происходило отлучение от материнского молока. Последнее служит индикатором того, с какими проблемами сталкивается популяция. Если имеет место позднее отлучение, то это говорит о проблемах с пищей (которые могут быть вызваны изменениями климата). А вот ранее отлучение свидетельствует об угрозе для животного быть убитым охотниками. В этом случае мамонты были вынуждены раньше взрослеть и искать пропитание самостоятельно. Все вышесказанное мы можем видеть на примере современных слонов.

Ученые проанализировали пятнадцать бивней мамонтов; возраст находок составлял 40-10 тыс. лет. Иными словами, эти существа жили в разное время и сталкивались с различными угрозами со стороны первобытных охотников. Выяснилось, что за 30 тыс. лет возраст отлучения от молока матери снизился с восьми до пяти лет. Это говорит об очень серьезной угрозе со стороны охотников.

Большая часть мамонтов вымерла примерно 10 тыс. лет назад, во время окончания последней ледниковой эпохи. Эти животные могли достигать 5,5 м в длину и 3,1 м в высоту, значительно превосходя своими размерами современных слонов. Одна из особенностей этих существ – огромные бивни, достигающие в длину 4 м.

Кроме действий охотников верхнего палеолита и изменений климата некоторые эксперты рассматривают еще две возможные причины: столкновение с Землей крупного небесного тела и эпидемию. Однако эти версии большинством ученых не воспринимаются всерьез.

Косвенно теорию об уничтожении мамонтов людьми подтверждает другое открытие, сделанное в 2010-м. Изучение динамики численности пещерных медведей привело ученых к мысли о том, что их вымирание связано с первобытным человеком. Последние истребляли медведей из-за «квартирного вопроса», который им приходилось решать по мере размножения и расселения. А вот пик климатических изменений, хотя, вероятно, и повлиял на многих животных, произошел позднее, когда пещерных медведей почти не осталось.

Еще одна группа ученых недавно выяснила, что мамонты играли неоценимую роль в хозяйстве кроманьонцев: из их костей делалось огромное количество предметов, кроме того, кости использовали в качестве топлива для костров. На некоторых стоянках около 18% всех найденных костей животных принадлежали мамонтам, тогда как останков других млекопитающих было значительно меньше. Все это также говорит о масштабах истребления мамонтов человеком.