11.06.2015
Редакция Naked Science

Предками европейцев оказались народы степей Прикаспия

Европейцы произошли от народов Прикаспия.

70236811_karta_nahodki_ostankov_indoevropeycev

Индоевропейцы считаются предками почти всех народов Европы. Генетики получили очередные доказательства их каспийских корней. Масштабный анализ останков древних людей показал, что индоевропейцы жили около Каспийского моря, а вовсе не в Турции, и являлись представителями так называемой ямной культуры юга России и Украины.

Напомним, что на сегодняшний день существует две общепринятые гипотезы о происхождении индоевропейской языковой семьи, о которых мы уже упоминали, – «анатолийская» и «каспийская».

В 2012 году журнал Science опубликовал статью, в которой истинность анатолийской гипотезы доказывалась биологическим путем, однако уже в этом году генетики из университета Копенгагена под руководством Эске Виллерслева (Eske Willerslev) получили доказательства в пользу каспийской теории. Для этого ученым понадобилось «воскресить» геномы более ста индоевропейцев, проживавших в разных уголках Евразии как свыше шести тысяч лет назад, так и в более поздние периоды.

Выяснилось, что первые индоевропейцы Центральной и Восточной Европы, принадлежавшие к культуре боевых топоров, в генетическом плане ближе всего не к анатолийцам, а к ямной культуре. Последние жили на территории Ставрополя, Казахстана, Южного Урала и Украины. Именно они уже давно считаются предками индоевропейцев сторонниками каспийской гипотезы.

Еще одним косвенным доказательством в пользу «каспийцев» можно считать и то, что ямочная культура имела генетическую связь и с афанасьевской культурой, представители которой проживали на Алтае и Южной Сибири в бронзовом веке – когда происходило расселение индоевропейцев по Евразии.

Все это также объясняет и открытый не столь давно генетический парадокс, свидетельствующий о генетической связи американских индейцев и современных европейцев (индейцы Америки делят с ними порядка 20% генов), и непохожести индейцев на современное население Чукотки и Сибири.

Представители ямной культуры – об этом говорит глубокий генетический анализ – ответственны за ряд новых черт, которые были в большой редкости для жителей Европы до прихода индоевропейцев. Как пояснили Виллерслев и его коллеги, в общеевразийский генетический фонд ими был добавлен ген, связанный со светлым цветом кожи и карими глазами, а также те участки ДНК, которые отвечают за способность переносить лактозу в молоке во взрослом возрасте.

Это стало серьезной неожиданностью для ученых, поскольку до этого момента предполагалось, что человечество научилось потреблять молоко довольно давно – около 13-11 тыс. лет назад, когда люди из охотников-собирателей превратились в земледельцев. Выходит, что молочное скотоводство достигло Европы и Азии не вместе с мирно настроенными земледельцами с ближнего Востока, но вместе с воинственными кочевниками-скотоводами из прикаспийских степей.