На Марсе обнаружены возможные следы жизни - Naked ScienceNaked Science
09.01.2015, 12:18
Naked Science

На Марсе обнаружены возможные следы жизни

На фотографиях, сделанных марсоходом Curiosity, найдены объекты, обладающие существенным сходством с «постройками» цианобактериальных матов на Земле. Это может свидетельствовать о жизнедеятельности микроорганизмов на дне марсианских водоемов в далеком прошлом.

3-potentialsig

В то время как поиски жизни на Марсе все еще не увенчались успехом, количество потенциальных доказательств тому, что в прошлом на Красной планете жизнь все-таки была, продолжает увеличиваться.

Новое исследование в этой области провела геобиолог Нора Ноффке (Nora Noffke) из Университета Старого Доминиона (Old Dominion University). Она детально сравнила облик «поселений» цианобактериальных матов на Земле и удивительно похожие, по ее словам, структуры на Марсе.

Цианобактериальные маты – это многослойное сообщество бактерий, которое в результате своей жизнедеятельности формирует из твердых частиц два вида особых структур, или «построек»: строматолиты и MISS (Microbially Induced Sedimentary Structures).

Структуры MISS значительно труднее обнаружить, так как они, как правило, находятся в глубине осадочных отложений. Однако они тоже, как и строматолиты, служат важным предметом исследований биогеологов. К примеру, в 2013 году Ноффке обнаружила MISS, которым 3,48 млрд лет, что делает их, вероятно, самым древним свидетельством существования жизни на Земле из когда-либо обнаруженных.

В новой работе Ноффке изучила снимки марсохода Curiosity, на которых запечатлены породы в Гиллеспи Лейк – месте, где когда-то, очень вероятно, существовало озеро.

В результате проведенного анализа Ноффке пришла к выводу, что эти объекты по целому ряду признаков поразительно похожи по своим внешним свойствам на земные MISS, что может свидетельствовать об активности микроорганизмов в прошлом Красной планеты.

В ходе исследования Ноффке также делала эскизы паттернов в эрозии пород, чтобы понять, есть ли структурное сходство между земными и марсианскими породами (слева – снимок Curiosity, справа – фотография отложений на западе Австралии) / © NASA/Nora Noffke
На данный момент все, что мне хотелось бы сделать в этом контексте, – это указать на определенные сходства. Для подтверждения этой гипотезы нужны дальнейшие доказательства.

– Нора Ноффке, Университет Старого Доминиона

Нейробиологи выяснили, что мозг людей с высокими интеллектуальными способностями имеет более стабильные во времени взаимодействия между нейронами, чем мозг менее умных индивидов.