19.04.2017
Редакция Naked Science

Полноценная кишечная микрофлора тормозит старение

Пока этот многообещающий результат наблюдался у рыбок семейства нотобранхиевых, но как знать, не обладаем ли и мы с вами такими же способностями.

f3d53a56fda29b9030959be64d4d804c
©Wikipedia / Автор: Pinaria Caprarius

Кишечная микрофлора молодых животных может затормаживать процесс старения старших. К таким выводам пришли в результате своих исследований ученые из Института биологии старения Макса Планка (Германия).

Ученые во главе с Дарио Риккардо Валенцано (Dario Riccardo Valenzano) ставили эксперимент на нотобранхах Фурцера (Nothobranchius furzeri), небольших похожих на аквариумных петушков рыбках, живущих в пересыхающих озерах юга Африки. Их жизненный цикл в дикой природе занимает один сезон — с наступлением засушливой поры водоемы пересыхают, все рыбы в них умирают, остается лишь икра, которая дожидается следующих дождей под слоем пересохшего ила. Поэтому и старость у взрослых рыб наступает, по нашим меркам, рано: в возрасте нескольких месяцев. Больше им жить просто незачем. В биологии и других науках, связанных с использованием подопытных животных, нотобранхи играют примерно такую же роль, как и дрозофилы, — любые эксперименты с ними дают очень быстрые результаты. Разница лишь в том, что, будучи позвоночными, они все-таки значительно ближе к человеку, чем членистоногая мушка.

Как и у человека, у нотобранхов в старости разнообразие кишечных бактерий сильно уменьшается. Остается всего несколько ключевых родов, что, разумеется, отрицательно влияет на процесс переваривания и усвоения пищи и иммунитет, а также дает возможность активно развиваться патогенным бактериям.

Кишечную микрофлору пожилых нотобранхов ученые уничтожали комбинацией из нескольких антибиотиков: ванкомицина, неомицина, метронидазола и ампициллина. Затем рыбок пересаживали в бассейны, где прежде жили молодые сородичи, оставившие там своих бактерий. Теперь же эта микрофлора заселяла организмы «пришельцев». Нотобранхи в возрасте около девяти недель, получившие кишечных бактерий от более молодых шестинедельных рыбок, после этой процедуры прожили в среднем на 40% дольше, чем контрольная группа с неизмененной микрофлорой. Более того, в почтенном для себя возрасте 16 недель нотобранхи по-прежнему имели яркую окраску.

Нотобранхи Фурцера в молодости (5 недель, вверху) и старости (12 недель, внизу). Фото. д-ра Валенцано.

В обратном эксперименте на молодых рыб кишечная микрофлора старших видимого влияния не оказала — их окраска и поведение остались прежними.

Как именно бактерии сумели омолодить своих «хозяев», пока неясно. Их кишечная микрофлора по видовому разнообразию и функциям похожа на человеческую и примерно так же влияет на потребление пищи, обмен веществ и иммунную защиту, но какие именно функции оказались задействованы в этот раз, ученые пока не знают. Как полагает Валенцано, кишечная микрофлора молодого организма укрепляет иммунитет, помогая бороться с болезнетворными бактериями и блокируя инфекции, а это уже сказывается на продолжительности жизни и общем состоянии здоровья рыбок.