21.04.2015
Редакция Naked Science

Пчелиный мозг возьмет на себя управление летающими беспилотниками

Несмотря на миниатюрные размеры и кажущуюся простоту, нервная система насекомых позволяет им решать достаточно сложные задачи. Но пчелы среди них выделяются особенной «разумностью», демонстрируя в некоторых экспериментах даже способности использовать для ориентации абстрактные символы, различая дорожки, отмеченные разными знаками.

DSC_6087-1024x682

«Пчелы, как и все другие насекомые, – это настоящие чудеса инженерии, сравниться с которыми мы неспособны даже близко, – пишет один из руководителей Green Brain Project британский профессор Джеймс Маршалл (James Marshall). – Если мы сумеем воспроизвести хотя бы часть их способностей в виде роботизированной системы, мы сделаем громадный скачок вперед».

Своей главной задачей разработчики Green Brain Project видят максимально полное воспроизведение головного мозга пчелы с помощью компьютерной модели. Использование этой модели для управления небольшими беспилотными летательными аппаратами – лишь одно из возможных ее применений.

Первый полет несложного квадрокоптера, управляемого упрощенной моделью мозга пчелы, состоялся в прошлом году. Алгоритм имитировал работу лишь тех систем головного мозга насекомого, которые ответственны за обработку зрительных образов (и почему-то запахов).

Однако уже его оказалось достаточно, чтобы беспилотник с успехом и не сталкиваясь с препятствиями пролетел по коридору и мог использовать клетчатый рисунок стены для навигации. Странно, что ученые не сообщают, смог ли он ориентироваться по запаху.