Палеонтологи усомнились в «легенде» о дупликации генов
27.09.2016

Палеонтологи усомнились в «легенде» о дупликации генов

Палеонтологи из Пенсильванского университета обнаружили, что видовое многообразие костистых рыб может быть не связано с дупликацией генов. Результаты исследования опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

21fossilfish_v2

Костистые рыбы — инфракласс лучеперых рыб, тело которых покрыто костными пластинками и шипами. Этот инфракласс насчитывает около 30 тысяч видов, что превышает совокупный показатель современных млекопитающих, рептилий и земноводных. Традиционно такое многообразие связывается с крупномасштабными дупликациями генов у общего предка костистых рыб.

Родственными костистым рыбам считаются костные ганоиды — лучеперые рыбы, имеющие ряд примитивных черт строения. Сейчас костные ганоиды насчитывают только восемь видов и представлены двумя «типами тела»: амия и панцирниковые. Сравнение костистых рыб и костных ганоидов стало хрестоматийным при рассмотрении дупликации как фактора видового многообразия.

В новой работе авторы изучили снимки останков рыб, обитавших в период от 100 до 250 миллионов лет назад. Сопоставление диверсификации инфраклассов показало, что видовое многообразие костистых рыб начало проявляться около 150 миллионов лет назад. До тех пор более диверсифицированными (в отсутствие дупликации) являлись костные ганоиды, но большинство из них вымерло.

Таким образом, ученые поставили под сомнение выраженную корреляцию между дупликацией генов и многообразием видов. Вместе с тем ряд ранних работ указывает, что дупликация может способствовать отсроченной диверсификации: в частности, это характерно для капустоцветных. По их мнению, дальнейшие исследования в этой области должны проводиться эволюционными биологами.