Палеонтологи открыли крылатых динозавров размером с кошку

Палеонтологи открыли крылатых динозавров размером с кошку

Описан ранее неизвестный вид крылатых ящеров-птерозавров. На фоне своих гигантских родственников он был необычно миниатюрен, что заставляет сомневаться в одной из гипотез о происхождении птиц.

araresmallsp

Останки, описанные исследователями из Канады, США и Великобритании, относятся к надсемейству аждархидов (Azhdarchoidea), родственников птеродактилей, крылатых великанов, у некоторых представителей которых размах крыльев достигал 11 м. В отличие от них, крошечный птерозавр имел размах крыльев лишь немногим больше 1 м, а ростом был всего 30 см, как кошка.

Редчайшие останки миниатюрного птерозавра были найдены палеонтологом-любителем на территории канадской провинции Британская Колумбия еще в 2009 г. Несколько лет спустя они попали в руки канадского профессора Марка Уиттона (Mark Witton). Уиттон и его команда определили, что относятся они к верхнему меловому периоду и датируются примерно 77 млн лет назад. Останки включают плечевую кость, фрагменты позвоночника и некоторые другие фрагменты крылатого и беззубого ящера, жившего на последних этапах эволюционной истории птерозавров, которая закончилась мел-палеогеновым вымиранием около 65 млн лет назад.

Необычно мелкий представитель крылатых динозавров-аждархоидов был не больше кошки, тогда как его ближайшие родственники могли потягаться ростом и с жирафом / ©Mark Witton

Считается, что к этому времени они доминировали в воздухе миллионы лет, тогда как предки современных птиц занимали ниши, доступные небольшим летающим животным. Однако новый, необычно миниатюрный вид аждархидов, может свидетельствовать о том, что те и другие вполне могли сосуществовать, долгое время конкурируя в одних и тех же экологических нишах.

Одна из авторов новой находки, аспирантка Саутгемптонского университета Элизабет Мартин-Сильверстоун (Elizabeth Martin-Silverstone) отмечает, что «перекос» в представлении о том, что птерозавры обязательно были исключительно крупными, может быть связан с трудностью сохранения их останков. Их адаптированные к полету кости были тонкими и полыми, из-за чего сохранялись плохо, особенно у мелких видов.

По словам осведомленного источника, российские инженеры начали проработку облика экспортной версии основного боевого танка Т-14. Согласно неподтвержденным данным, машина уже имеет экспортный паспорт.