10.06.2015
Редакция Naked Science

Палеонтологи научились находить останки мягких тканей динозавров

Мягкие ткани древних организмов практически не сохраняются. В ходе минерализации окаменелые кости и зубы становятся почти вечными и могут существовать сотни миллионов лет, но белки даже при самых благоприятных обстоятельствах не протянут дольше нескольких миллионов. А ведь именно в них скрывается основная, самая ценная информация о некогда живом существе.

collagen
©Wikipedia / Автор: Caristania Fabricius

В поисках таких ценнейших и редчайших находок палеонтологи обращаются к останкам идеальной сохранности – и иногда их старания оказываются успешными. В распоряжении ученых имеются крошечные фрагменты мягких тканей тираннозавра (возраст 68 млн лет); гемоглобин, извлеченный из внутренностей давно погибшего насекомого; пигментные молекулы черепахи эпохи эоцена, датированные десятками миллионов лет, но все это – крайне редкие исключения. Впрочем, скоро такие находки могут стать вполне обычным делом.

Британские исследователи из Имперского колледжа Лондона сообщили о новой возможности восстановления мягких структур, использованной ими для работы с окаменелыми останками возрастом аж 75 млн лет – останками, из которых, казалось бы, извлечь ничего нового не удастся. Останки эти – восемь костей динозавров мелового периода, относящихся к разным видам, включая в целом травоядных стегозавров, брахиозавров и игуанодонов, и вплоть до хищников, таких как велоцирапторы.

Все восемь костей имеют довольно среднюю сохранность, однако новейшие методы микро- и наноразмерной масс-спектрометрии позволили наблюдать в них кальцифицированные белковые (коллагеновые) волокна, и даже красные клетки крови, подозрительно похожие на эритроциты… страусов эму из современной Австралии.

Авторы работы считают ее лишь началом, предварительной пробой пера: по их мнению, новые методы открывают совершенно новые возможности в области восстановления и изучения древнейших останков мягких тканей – по крайней мере, фибриллярных и клеточных структур. Такие работы помогут нам лучше разобраться в физиологии, биохимии и даже поведении давно вымерших животных.

Сохраняясь миллионы лет, они прольют новый свет на ключевые моменты эволюции жизни на Земле. Например, известно, что размеры тех же красных кровяных клеток хорошо коррелируют у позвоночных со скоростью внутренних метаболических процессов, а значит, могут рассказать много нового о таком сложном и плохо изученном процессе как возникновение теплокровности.