Открыто древнейшее в мире экологическое загрязнение
22.09.2015

Открыто древнейшее в мире экологическое загрязнение

В пещерах Испании и Гибралтара ученые обнаружили следы древнейшего в мировой истории загрязнения окружающей среды, вызванного человеческой деятельностью.

17231198766_7e3451c0e8_z

Как сообщает Agency France-Presse, в пещерах были обнаружены следы выхода на поверхность тяжелых металлов – меди, свинца, никеля и цинка, датируемые началом каменного века. Причиной выбросов стали костры, разжигаемые в пещерах жившими там доисторическими людьми, гарь и пепел от них.

Самое значительное загрязнение было обнаружено в пещере Горхэма на небольшом участке британской территории на юге Испании, где хорошо сохранились поселения неандертальцев. «Это самый ранний из известных науке фактов загрязнения окружающей среды, произошедшего в результате антропогенной деятельности», – говорится в докладе, опубликованном в журнале Scientific Reports.

Пещера Горхэма, Гибралтар©phys.org

Также следы загрязнения тяжелыми металлами были обнаружены в гибралтарской пещере Vanguard («Авангард») и пещере Эль-Пирулейо на юге Испании, где обнаружили значительные следы галенита (сульфида свинца). Он использовался неандертальцами в качестве красителя при изготовлении бус. Еще одно загрязнение обнаружено в пещере Сьерра-де-Атапуэрка неподалеку от города Бургоса в центральной Испании, где сейчас ведутся масштабные палеонтологические работы. Однако там ученые отвергли человеческий фактор. По их заключению, выход металлов произошел в результате обильных отложений помета птиц и летучих мышей.

Ученые считают, что обнаруженные ими загрязнения не представляют опасности для современного человека и вряд ли оказали серьезное воздействие на популяцию наших предков. Самое ценное в открытиях, по мнению исследователей, состоит в том, что теперь нужно будет пересмотреть оценку влияния на экологию последствий костров и пожаров, которой ранее пренебрегали.

Напомним, ранее специалисты уже заявляли, что проблема загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами становится сейчас актуальной. В качестве примера они приводили сокращение популяции диких пчел в Европе, причиной которого стали тяжелые металлы от медеплавильных заводов Польши и Великобритании. На участках, не загрязненных металлами, обитало до 10 особей пчел, в то время как на загрязненных участках с трудом можно было найти хотя бы одну.