Один недостающий ген матери может привести к выкидышу — Naked Science
19.10.2018

Один недостающий ген матери может привести к выкидышу

Ученые обнаружили, что один-единственный ген женщины играет настолько важную роль в формировании плаценты, что его отсутствие может привести к дисфункции эмбрионального органа.

risunok-placenta

Группа исследователей из Рурского университета в Бохуме (Германия) во главе с профессором Беатой Бранд-Сабери (Beate Brand-Saberi) наблюдала этот процесс у генетически модифицированных — или нокаутных — мышей, в которых был инактивирован необходимый ген для транскрипционного фактора Math6. На основе полученных данных, опубликованных в журнале Scientific Reports, ученые надеются получить новое представление о роли, которую ген играет при повторных выкидышах у людей.

Факторы транскрипции регулируют экспрессию генов, а Math6 играет значительную роль во время внутриутробного развития плода. Выведенные нокаутные мыши были лишены необходимого для этого транскрипционного фактора гена, что позволило исследователям сделать выводы о его функции, приняв во внимание последствия его отсутствия.

Команда ученых пришла к выводу, что — вопреки ранним предположениям — эмбриональное развитие не прерывается с отключением Math6, а эмбрионы и плоды умирают из-за проблем с плацентой. Ее развитие имеет жизненно важное значение для снабжения плода питательными веществами во время беременности.

Изучив данные, полученные от перекрестного спаривания, исследователи заметили, что нарушения происходят только в том случае, если беременная самка испытывает недостаток в копиях гена Math6 обоих родителей. В том же случае, когда происходил процесс спаривания самок, лишенных лишь одной копии гена, с самцами, лишенных обеих копий, плацента образовывалась как обычно.

«Таким образом, нарушение зависит от генетического состава матери, а не от эмбрионов. Экспрессия Math6 у самки, по-видимому, необходима для поддержания беременности и снабжения плодов питательными веществами. Тот факт, что один-единственный ген матери играет такую важную роль в развитии плаценты, — очень редкое, но важное наблюдение», — подчеркивает Бранд-Сабери.

Проект заложил основу для дальнейших исследований плаценты. В будущем ученые намерены подробно проанализировать лежащий в основе принцип, чтобы лучше изучить осложнения и периодическую потерю беременности у женщин.