21.02.2017
Редакция Naked Science

Листериоз на ранних сроках беременности повысил риск выкидыша

Американские ученые показали, что листериоз на раннем сроке беременности у приматов повышает риск выкидыша. Результаты работы опубликованы в журнале mBio.

imageif-listeria-food-poisoning-merman-law-firm

Листериоз — заболевание пищеварительной системы, возбудителем которого являются грамположительные бактерии рода Listeria, в частности Listeria monocytogenes. Инфицирование часто происходит через пищу, при этом наиболее явно симптомы проявляются у отдельных категорий лиц, например у пожилых и беременных. Известно, что листериоз в третьем триместре беременности повышает риск выкидыша.

Между тем заражение может происходить на более ранних сроках беременности и протекать бессимптомно. Чтобы выяснить, как при этом листериоз влияет на плод, ученые из Висконсинского университета в Мадисоне и Университета штата Северная Каролина провели эксперимент на четырех макаках-крабоедах (Macaca fascicularis) — строение плацентарного барьера у этих животных аналогично человеческому.

Авторы ввели самкам обезьян примерно по 107 колониеобразующих единиц (CFU) L. monocytogenes на ранних сроках беременности. После этого они наблюдали состояние особей и плода. Результаты показали, что образцы патогенов были обнаружены в кале трех из четырех животных в течение одного-пяти дней после заражения. Видимые симптомы, в частности подъем температуры тела, наблюдались только у одной самки. При этом за период от 7 до 13 дней гибель плода была зафиксирована у всех инфицированных обезьян.

По словам ученых, последующий анализ показал, что патоген преодолел плацентарный барьер, а также поступил в эндометрий, содержащий специализированные иммунные клетки. Предполагается, что заражение вызвало иммунный ответ, привело к воспалительной реакции и повреждению плаценты. Полученные данные указывают на то, что листерии способны инфицировать плод даже на ранних сроках беременности, а процесс заражения может протекать быстро и без явных симптомов.