26.05.2015
Редакция Naked Science

Обнаружен «ген женской неверности»

Собственную ветреность некоторые мужчины склонны объяснять своей «полигамной» природой. Теперь на природу же могут ссылаться и неверные женщины: австралийские исследователи обнаружили ген, активность которого коррелирует с частотой измен.

o-CHEATING-SPOUSE-facebook

Еще в конце 2014 года финские ученые изучили около 7400 пар однояйцевых близнецов в возрасте от 18 до 49 лет, из которых 9,8% мужчин и 6,4% женщин изменяли своим половинам на протяжении последнего года. Сравнив частоту измен в близнецовых парах, авторы показали, что вклад генетических факторов в столь недостойное поведение составляет около 63% у мужчин и 40% у женщин. Однако найти конкретный ген, с которым это может быть связано, оказалось сложнее.

Удалось это недавно группе ученых из Квинслендского университета, и ген этот кодирует рецепторы вазопрессина – гормона, участвующего в формировании и проявлении таких приятных и полезных эмоций как эмпатия, сопереживание, доверие, тесные социальные связи с партнером, в сексуальном поведении. Интересно, что у мужчин состояние этого гена с частотой измен не коррелировало – эффект проявлялся лишь у прекрасного пола.

Впрочем, и корреляция еще не означает непосредственной, а тем более прямой связи: активность рецепторов вазопрессина – явно не единственный фактор, определяющий поведение по отношению к партнеру. Ярким примером этого служит влияние генов, вовлеченных в метаболизм окситоцина и неплохо изученных на примере двух видов полевок – склонных и не склонных к моногамии.

Похожая ситуация на этот раз была обнаружена у полевок и с вазопрессином. Во-первых, разница в их половом поведении коррелировала с числом и распределением вазопрессиновых рецепторов в их головном мозге. Во-вторых, манипулируя генами этих рецепторов, можно получать полевок, либо склонных к длительным, постоянным половым связям и долгой заботе о потомстве, либо ведущих жизнь столь же непостоянную, что, видимо, и женщины, носительницы «гена неверности».