21.09.2016
Редакция Naked Science

Облако Лаймана-альфа-1 оказалось молодыми галактиками

Международная группа астрофизиков подтвердила наличие в облаке Лаймана-альфа-1 (LAB-1) двух прежде неизвестных молодых галактик. Результаты работы опубликованы на сайте Европейской южной обсерватории.

Облака Лаймана-альфа — подсвеченные скопления газообразного водорода неустановленной природы и размером до 300 тысяч световых лет. Свое название структуры получили благодаря поглощению ультрафиолетового излучения с длиной волны 122 нанометра, также известной как линия Лаймана-альфа. В астрономической спектроскопии этот показатель используется для картрования межгалактического газа. Крупнейшим облаком Лаймана-альфа (втрое больше Млечного Пути) считается LAB-1, расположенное в 11,5 миллиарда световых лет от Земли.

LAB-1 было обнаружено в конце 1990-х годов. Первоначально излучение облака связывалось с нагреванием его вещества в результате гравитационного коллапсирования. В 2011 году группа европейских и американских астрофизиков установила, что свет, исходящий от облака, является поляризованным. При этом радиус наблюдаемой поляризованной области составляет 45 килопарсек. В качестве альтернативы авторы предположили, что источником столь крупного излучения могут выступать молодые галактики и расположенные в них сверхмассивные черные дыры.

В новой работе ученые использовали для изучения LAB-1 комплекс радиотелескопов ALMA, находящийся в чилийской пустыне Атакама. Моделирование на основе полученных данных показало, что внутри облака находятся две интенсивно формирующиеся галактики. Скорость звездообразования в каждой оценивается в 100 звезд, эквивалентных Солнцу, ежегодно. В свою очередь наблюдаемое излучение исследователи связали со светом этих галактик, который рассеивается в облаке межгалактического газа.

«Представьте уличный фонарь в туманную ночь. Глядя на него, вы наблюдаете свет, рассеянный в каплях воды. То же происходит в этом случае, только функцию источника излучения выполняют формирующиеся галактики, а функцию тумана — облако», — сообщил соавтор работы Джим Гич. Он добавил, что впоследствии эти галактики могут стать эпицентром крупного галактического кластера.

Исследование ученых из Великобритании подтверждает, что основной причиной ордовикско-силурийского вымирания стали вулканические извержения.