Новое древо жизни включит «симбиомов» как отдельные организмы

Американские и китайские ученые анонсировали создание нового филогенетического древа, на котором организмы, состоящие в симбиозе, расположатся на одной «ветке».

Расположить все живые организмы на некоем «древе», по которому можно проследить большие и малые группы и их связи, люди пытаются тысячи лет. В классическом виде такое «древо жизни» показано еще в дарвиновском «Происхождении видов» в 1859 г. С тех пор в нем многое изменилось, да и на древо современные варианты уже совсем не похожи. Но реалистичности им по-прежнему недостает, и варианты, относящие спорные формы или целые домены то на одну «ветку», то на другую, появляются регулярно.

С новым предложением выступил недавно профессор Ратгерского университета Дебашиш Бхаттачарья (Debashish Bhattacharya), статья которого опубликована в журнале Trends in Ecology and Evolution. «Необходим междисциплинарный подход для того, чтобы верно классифицировать жизнь, включающую бесчисленные виды, зависящие друг от друга в плане здоровья и выживания, – сказал он. – Это различные бактерии, сосуществующие с людьми, с кораллами, водорослями и растениями».

«По нашему мнению, нельзя классифицировать ассоциированные с растениями бактерии или грибы филогенетически отдельными от них, – продолжает ученый, – ведь они являются целостной единицей эволюции». С другой стороны, понятно, что относить бактерии к растениям тоже не следовало бы. Поэтому цель Бхаттачарья и его соавторы выбрали соответствующую: превратить обычное «плоское» филогенетическое древо в «многомерное», которое рассматривало бы разные аспекты межвидовых отношений. «Мы получим деревья, которые связаны с другими деревьями», – поясняет ученый.

В самом деле, существование многих видов немыслимо без их симбионтов. Мыши со стерильным кишечником не выживут в естественных условиях, а симбиоз совершенно разных видов в коралле или лишайнике достиг и вовсе немыслимых высот. Исследователи, которые изучают такие организмы, называют их «симбиомами» (symbiomes) вместо обычного сухого «симбиотическая ассоциация». Для того чтобы они получили адекватное место на «древе жизни», профессор Бхаттачарья и его коллеги из целого ряда других вузов США и Китая предложили реализацию проекта SYMPHY (SYMbiome PHYlogenetics – «Филогенез симбиомов»).

По мысли ученых, SYMPHY в конечном итоге позволит получить нечто большее, чем новую классификацию – она позволит выстроить новые модели более широкой и целостной картины живого мира и эволюционных отношений между всеми его обитателями, в том числе и теми, кого много в одном лице.

«Древо жизни» в одной из самых современных форм / ©Laura Hug et al., Nature Microbiology, 2016