Нервы гигантских китов оказались эластичнее резины — Naked Science

Нервы гигантских китов оказались эластичнее резины

Переплывать дорогу голодным усатым китам (Balaenopteridae) не рекомендуется. Мало того, что к этой группе относятся крупнейшие на Земле животные, в том числе синий кит, весящий до 200 т. Питаясь, они способны заглатывать огромные количества воды вместе с аппетитным крилем.

whales-centered

Объемы китового глотка даже больше его собственного «номинального» объема: морской зверь способен растягивать свои внутренности, подобно пресмыкающимся, заглатывающим добычу. Помогают этому и подвижные сочленения челюстей, и сильный гибкий язык, превращающийся в воронку, и, конечно, глубокие продольные – от нижней челюсти до брюха – складки, благодаря которым киты Balaenopteridae и получили название полосатиковых. Растягиваясь, они позволяют увеличивать объем ротовой полости животного до 162% от первоначального.

Нашлась у китов и еще одна удивительная адаптация: нервные волокна Balaenopteridae оказались способны вытягиваться более чем вдвое относительно первоначальной длины. Для нас – да и для прочих млекопитающих – такое непредставимо: любая попытка растянуть нейроны вызовет непереносимую боль, паралич, а затем и просто разорвет их. Вытянув на 10%, можно нарушить их работу, а на 30% – необратимо повредить. Однако у китов нервы оказались эластичными, как резина.

Ученые, изучавшие их, поначалу сочли эти трубки кровеносными сосудами, но на срезе те оказались вовсе не полыми. Загадка прояснилась быстро: это были нервы. Окруженные толстым слоем упругих белков коллагена и эластина, они легко вытягиваются, нисколько не теряя в функциональности и жизнеспособности. Строго говоря, нервы китов не растягиваются, а «раскручиваются»: в обычном состоянии коллаген сохраняет скрученную конфигурацию, а при натяжении выпрямляется – но лишь до определенных пределов, позволяющих сохранить в целости внутреннее содержимое клеток.