Немалая доля витамина В3 в нашем организме может иметь внеземное происхождение — Naked Science

Немалая доля витамина В3 в нашем организме может иметь внеземное происхождение

Витамин В3 (никотиновая кислота) – одно из жизненно важных для нас соединений. В3 входит в состав НАД – кофермента, участвующего в великом множестве окислительно-восстановительных реакций. Многие организмы синтезируют их из аминокислот аспартата или триптофана, но наш метаболизм на это неспособен, и людям приходится получать необходимое количество В3 с пищей. И заметная часть этих молекул попала на Землю из космоса.

protoplanetary-disk-largejpg

Предметом исследования, проведенного учеными NASA, стали метеориты весьма распространенного типа – хондриты, содержащие углерод в количестве от 30 до 600 частей на миллион. Некоторое время назад их коллеги, воспроизведя условия космоса, в которых эти метеориты проводят миллионы лет, показали, что имеющиеся в них углеродсодержащие соединения могут вступать в разнообразные реакции. В их числе – взаимодействие между сухим льдом (замерзшим углекислым газом) и пиримидином, результатом которого оказалась и никотиновая кислота.

В новых экспериментах к этой смеси добавили еще один компонент, вполне обычный для космического пространства, – водный лед. У ученых имелись подозрения, что он может мешать синтезу никотиновой кислоты, однако это оказалось не так. На поверхности алюминиевой пластины, охлажденной до -253°С, которую бомбардировал непрерывный поток протонов, появлялись и никотиновая кислота, и другие органические компоненты жизни.

Получается, что витамин В3 способен синтезироваться «сам по себе», без участия живых организмов – и попадать на Землю «на борту» метеоритов и ледяных комет. Некогда, на заре развития жизни, именно такие «внеземные» молекулы могли помочь ей в образовании первых окислительно-восстановительных биохимических систем.

Авторы работы возлагают большие надежды на продолжающий работу европейский зонд Rosetta, ведущий наблюдения кометы 67Р/Чурюмова – Герасименко. Возможно, он сможет обнаружить следы никотиновой кислоты в числе других достаточно сложных органических молекул, которых на комете уже обнаружено немало.