Найдены останки первого динозавра с радужным оперением — Naked Science

Найдены останки первого динозавра с радужным оперением

В Китае обнаружены останки прежде неизвестного вида динозавров с переливающимся всеми цветами плюмажем и асимметричными перьями для полета – не на крыльях, а на хвосте.

hxxcdabyrmahtvwqaf6x

Останки необычного ящера еще в 2014 году обнаружил фермер из провинции Хэбэй на востоке Китая. Исследовать их внимательнее удалось команде американских и китайских палеонтологов во главе с Джулией Кларк (Julia Clarke) и Дунъюем Ху (Dongyu Hu). Ученые отмечают в нем редкое сочетание древних черт с современными, включая роскошное, переливающееся всеми цветами радуги оперение. Новый вид динозавров Caihong juji описан в статье, опубликованной журналом Nature Communications.

Авторам удалось изучить останки перьев с помощью ионно-лучевого сканирующего микроскопа и обнаружить в них следы меланосом – крупных внутриклеточных «пакетов», плотно набитых светоотражающими пигментами. Сравнительный анализ структур этих меланосом показал, что, скорее всего, из-за них в области головы и шеи перья динозавра напоминали оперение сегодняшних колибри – яркое, радужно-цветное, переливающееся.

Название ему было дано соответствующее — Caihong juji, что можно перевести с мандаринского как «радуга с гребешком» (указывая также на необычный вырост на морде). Это первый известный нам пример переливчатого оперения у динозавров. Возможно, такая окраска позволяла C. juji привлекать партнеров для спаривания, как и вырост на «носу» узкого, длинного черепа.

Но и радужный цвет оказался не единственной необычной особенностью этих ящеров, живших на пике юрского периода, около 161 млн лет назад. Так, в числе их перьев ученые заметили и асимметричные, маховые, которые играют важнейшую роль в полете современных птиц и найдены лишь у некоторых вымерших динозавров.

Однако расположены они оказались не на крыльях, а на хвосте. Такой случай ученые встречают впервые и предполагают, что он указывает на важную особенность развития полета, который мог начаться с какой-то формы контролируемого планирования с использованием хвоста и лишь затем «перейти» к крыльям.