NASA: о будущем межпланетной лазерной связи — Naked Science
27.12.2013
Редакция Naked Science

NASA: о будущем межпланетной лазерной связи

В рамках проекта «Демонстрация лунной лазерной связи» (LLCD) NASA подвело итоги своей 30-дневной миссии, в ходе которой между Землей и Луной была установлена связь посредством лазерного луча.

Специалистам NASA удалось установить между находящимся на орбите Луны спутником LADEE и Землей соединение со скоростью передачи данных до 622 Мбит/с. Устойчивая высокоскоростная связь обеспечивалась на расстоянии примерно 250 миллионов миль.

Согласно данным NASA, во время тестирования канала никаких помех для использования технологии обнаружено не было. Тесты показали, что ветер, турбулентность и фазы Луны практически не влияют на качество связи. Более того, ученых приятно удивил тот факт, что лазерный сигнал проходил даже через негустые облака.

В связи с практическим использованием LLCD NASA отмечает, что им удалось всего за 5 минут скачать всю собранную спутником LADEE информацию объемом около 1 Гбайт. Это объясняется техническими особенностями самого спутника, который не мог передавать данные со скоростью больше 40 Мбит/с. На передачу данных по радиоканалу потребовалось бы несколько дней.

Специалисты NASA установили, что наподобие того, как мобильный телефон соединяется то с одной, то с другой сотовой вышкой, так же лазерный сигнал можно легко перенаправлять с одной наземной станции на другую.

Высокая скорость соединения позволила передавать на Луну видео высокой четкости с задержкой всего в несколько секунд. Лазерная связь работала без помощи традиционного радиоканала: спутник был настроен так, чтобы выходить на связь в определенное время без команды с Земли.

Не исключено, что совсем скоро LLCD сможет полностью заменить традиционную радиосвязь в космосе. В настоящее время никаких видимых препятствий для этого нет.

Отметим, что большой вклад в проект NASA внесли  также ученые из Лаборатории Линкольна Массачусетского технологического института.

А NASA готовится к «Демонстрации лазерного реле связи» (LRCD). В рамках этого проекта между двумя наземными станциями будет установлена лазерная связь со скоростью до 1 млрд бит/с посредством спутника на геостационарной орбите.

Прямо сейчас идет первый орбитальный полет, в котором частная компания вывела людей в космос на повторно использованном пилотируемом корабле. Его запустили при помощи повторно использованной первой ступени ракеты Falcon 9.

Группа российских ученых из НИУ ВШЭ, ИКИ РАН и ИЗМИРАН описала развитие в пылевой плазме ионосферы модуляционной неустойчивости электромагнитных волн, которая возникает при больших интенсивностях электромагнитного излучения. Исследователи учли неупругие столкновения частиц плазмы ионосферы, а еще сформулировали новые задачи и приложения, которые необходимо рассмотреть в будущем.