Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Наблюдения подтвердили сверхбыстрые джеты материи от столкновения нейтронных звезд
Астрофизики обнаружили, что нейтронные звезды, столкновение которых наблюдали в прошлом году, выбросили в космос тонкий джет из частиц, разогнанных примерно до скорости света. Из-за оптической иллюзии кажется, что они движутся намного быстрее.
Столкновение наблюдали в августе прошлого года, когда регистрация гравитационных волн помогла астрономам понять, что это происходит на самом деле. Множество телескопов обратили свои объективы к месту столкновения — в 130 миллионах световых лет от нас. Столкновение зарегистрировали с помощью гравитационных волн и электромагнитной астрономии, включая радиоволны, рентгеновское излучение, гамма-излучение и видимый свет.
Это было беспрецедентное событие. С тех пор ученые пристально наблюдают за объектом, чтобы понять, что именно он представляет собой и что будет делать дальше. Продолжительные наблюдения при помощи большого спектра радиотелескопов помогли астрофизикам обнаружить релятивистский джет, которого, согласно теоретикам, требовал гамма-всплеск, испущенный столкнувшимися нейтронными звездами. Новое исследование опубликовано в журнале Nature.
Согласно наблюдениям, проведенным спустя 75 дней после слияния, а затем через 230 дней после него, исследователи обнаружили, что регион радиоизлучения вокруг GW170817 сдвинулся — причем на такой высокой скорости, что релятивистский джет был единственным разумным объяснением.
«Мы измерили видимое движение, которое оказалось в четыре раза быстрее скорости света, — говорит астрофизик Кунал Мули из Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO) в Калтехе. — Эта иллюзия, известная как сверхсветовое движение, появляется, когда джет почти направлен к Земле, а материал в нем движется на скорости, близкой к скорости света».
Компьютерные симуляции, проведенные в июне, показали, что этот джет должен существовать и проходить под углом 30° от Земли. Он относительно узок, что объясняет его изначальную тусклость в сопровождающем его гамма-всплеске — из-за угла обзора его трудно наблюдать.
Когда нейтронные звезды столкнулись, облако материи вырвалось из эпицентра события. Новый объект, сформированный в результате столкновения, — либо очень большая нейтронная звезда, либо очень маленькая черная дыра — должен был гравитационно притянуть ближайший материал, формируя аккреционный диск. Однако внимание ученых привлекли выбросы послесвечения. Они появились довольно поздно, достигнув пика примерно 150 дней после слияния, а затем крайне быстро закончились. Среди гипотез о происходящем были «задушенный» джет, который не смог вырваться из обломков, и успешный джет, который все же смог прорваться и выпустил энергию.
Данные команды показывали, что в действительности произошло нечто среднее. Джет изначально вытолкнул внешние обломки наружу, создав расширяющийся кокон из материала. Но этот материал не двигался так быстро, как джет, который в итоге вырвался из тисков.
Согласно наблюдениям команды, в течение 60 дней после слияния кокон доминировал в радиоизлучении. После этого основное излучение исходило от джета. Это открытие очень важно. Оно упрочивает связь слияния нейтронных звезд и коротких гамма-всплесков.
«Событие слияния было важным по ряду причин, и оно продолжает удивлять астрономов новыми данными, — говорит Джо Пеше, директор программы Национального научного фонда для NRAO. — Джеты — загадочный феномен, видимый в разных условиях, и новые наблюдения в радиочасти электромагнитного спектра помогают лучше понять их и то, как они работают».
Последнее глобальное оледенение произошло на Земле около 20 тысяч лет назад, и его следы геологи находят по всему миру. Это позволяет ученым судить о том, как выглядит ландшафт после ледникового периода. Проанализировав поверхность Марса и используя эти наблюдения, американские ученые пришли к выводу, что он прошел через несколько оледенений за последние не более чем 100 миллионов лет.
В новой версии браузера Brave, предназначенного для ценителей приватности в Сети, появилась поддержка распределенной файловой системы IPFS. Благодаря этому протоколу пользователи могут не беспокоиться о блокировках контента и заодно загружать сайты быстрее. Естественно, необходимо, чтобы нужный ресурс также поддерживал эту технологию.
Знакомый почти каждому образ нашей спиральной Галактики, оказывается, не совсем корректен. Если посмотреть на Млечный Путь сбоку, его профиль представляет собой не линию, а волну.
Россия подняла в небо группу из шести военно-транспортных самолетов Ан-124-100. Такие тренировки позволяют отработать переброску на большие расстояния личного состава воинских подразделений.
В московском аэропорту Жуковский произошло ЧП: за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился новейший отечественный авиалайнер МС-21-300. Он проходил испытания, во время которых имитировали прерванный полет из-за отказа одного двигателя.
«Убить» Windows иконкой: обнаружен баг, повреждающий данные на диске при открытии любого типа файлов
Специалисты по информационной безопасности нашли пренеприятнейшую особенность ОС Windows 10. Ее штатный драйвер файловой системы NTFS при определенных условиях реагирует крайне деструктивным образом — критически повреждает главную файловую таблицу MFT. Вызвать такое его поведение можно огромным количеством способов: от создания подготовленной веб-страницы до отправки картинок, файлов и документов жертве.
В России приступили к летным испытаниям нового Ту-214. По имеющимся данным, речь идет о третьем и заключительном экземпляре Ту-214ПУ, изготовленном по контракту от 2017 года.
Попытки нашей страны создать замену сверхмассовому биплану советской эпохи терпят неудачи вот уже тридцать лет. Причина проста: кризис легкомоторной авиации в целом. Когда-то самая передовая часть авиастроения сегодня застряла на решениях большой древности — и без резкого изменения всей концепции "летающего такси" так и не увидит заметных результатов.
Наступление Мирового океана на сушу, как правило, связывают с глобальным потеплением. Однако испанские геологи описали еще одну проблему, которая только усугубляет ситуацию. Они подсчитали, что из-за проседания почв территория, на которой проживает 19% населения Земли, окажется ниже уровня моря уже к 2040 году.
Комментарии