На Нептуне обнаружен гигантский шторм — Naked Science
04.08.2017

На Нептуне обнаружен гигантский шторм

Огромное облачное пятно, свидетельствующее о грандиозном урагане, имеет размер 30 градусов по широте и долготе, или около 9000 км.

shtorm-na-neptune

Нептун имеет репутацию одного из самых ветреных мест Солнечной системы. Атмосфера планеты движется неравномерно: приполярные области вращаются вокруг планетарной оси с 12-часовым периодом, экваториальные — с 18-часовым. Магнитное поле, показатели которого принимаются за общепланетные, совершает оборот примерно за 16 часов. В результате там очень неспокойно. Скорость ветра в верхних слоях атмосферы может достигать 1,5–2 тыс. км/ч или даже больше.

Признаки грандиозных атмосферных явлений ранее неоднократно наблюдались в приполярных регионах планеты. Недавно проведенное наблюдение выделяется на их фоне размерами, а главное, — расположением. Шторм идет в экваториальной части планеты, где подобные проявления стихии ранее не отмечались.

Фотографии штормового Нептуна в диапазонах водорода, метана и калия

Астрономы, привыкшие к стабильности Большого красного пятна Юпитера, наблюдаемого сотни лет — с тех пор, как это стало возможным, разумеется, — ищут аналогичные объекты на других планетах-гигантах. Похожие атмосферные явления на Нептуне ранее обнаруживались по меньшей мере дважды. В 1989 году нептунианский ураган заснял пролетавший мимо «Вояджер-2», в 1994 году — орбитальный телескоп «Хаббл». Однако, как заявляет Имке де Патер (Imke de Pater), профессор Университета Калифорнии в Беркли, локализация тех объектов не совпадает с нынешней, что заставляет думать о новизне наблюдаемого явления. Если это так, то атмосфера Нептуна оказывается куда более переменчивой, чем юпитерианская.

Наибольшая яркость системы облачных пятен на Нептуне пришлась на период с 26 июня по 2 июля текущего года. Наблюдения были выполнены в обсерватории Кека в Маунакеа, Гавайи, Недом Молтером (Ned Molter), аспирантом из Беркли, проходящим стажировку на Гавайях.