На карликовой планете Церера найден водяной пар — Naked Science
23.01.2014

На карликовой планете Церера найден водяной пар

На карликовой планете Церера астрономы зафиксировали выбросы водяных частиц. Благодаря телескопу «Гершель» ученые смогли найти на поверхности планеты две точки, в которых регулярно происходят выбросы водяного пара. Каждую секунду в атмосферу попадает примерно 6 кг воды.

rawImage

Церера, считавшаяся когда-то полноценной планетой Солнечной системы, а затем классифицированная как астероид, в настоящее время признана карликовой планетой. Это крупнейшее (из известных) тело в главном поясе астероидов, расположенном между орбитами Юпитера и Марса. Диаметр планеты составляет порядка 950 км.

Помимо Цереры внимание ученых привлекает ещё один объект из этого пояса – Веста – которая ещё в 2011 году была изучен зондом Dawn. Тогда на Весте были обнаружены большие запасы льда, что, собственно, и побудило ученых проверить, есть ли вода на поверхности ее «сестры» Цереры.

Михаэль Кюпперс из Европейского центра космической астрономии в Мадриде (Испания) и его коллеги, наблюдавшие за Церерой, воспользовались инструментом HIFI на борту космической обсерватории «Гершель» для поиска следов воды в окрестностях карликовой планеты, а также 10 других объектов главного пояса астероидов.

Ученые практически сразу обнаружили относительно большое количество воды в двух точках над поверхностью Цереры. Вероятно, это выбросы пара или мелких кристалликов льда, возникающих при освещении ее поверхности лучами Солнца. По данным специалистов, Церера ежесекундно выбрасывает в космос около 6 килограммов воды.

– Открытие «Гершелем» водяного пара, исходящего от Цереры, дает нам новые сведения о том, как вода распределена в Солнечной системе. Поскольку масса Цереры составляет одну пятую массы всего пояса астероидов, это открытие имеет большое значение не только для исследования малых небесных тел Солнечной системы в целом, но и является важным вкладом в изучение происхождения воды на Земле, – отметил руководитель проекта «Гершель» Гёран Пильбратт.

Интересно, что в отличие от Цереры запасы льда на Весте не превращаются в заметный пар. Ученые объясняют это тем, что Церера не является мертвым «зародышем планеты» как ее «сестра», и не переживала длительной геологической эволюции, в результате которого большая часть воды на Весте испарилась.