На дне Мексиканского залива нашли древнее индейское кладбище — Naked Science
01.03.2018

На дне Мексиканского залива нашли древнее индейское кладбище

У побережья Флориды дайверы обнаружили древнее место захоронения палеоиндейцев, живших около семи тысяч лет назад.

stump-pass-aerial

В 2016 году дайверы, нырявшие у побережья Флориды, обнаружили на дне, на глубине почти 300 метров, человеческие останки. Эксперты установили, что находка представляет собой фрагмент челюсти человека с одним-единственным зубом, сильно сточенным – вероятно, от частого употребления грубой и жесткой пищи. Изношенность зуба указала на древность находки.

Тогда на дно опустились археологи. Они подняли еще много предметов, костей людей и животных с территории площадью около 3000 кв. м, когда-то служившей коренному населению Флориды местом захоронения и почитания умерших. О первых результатах многолетней работы по изучению подводного памятника рассказывается на сайте канцелярии губернатора штата Флорида.

Семь тысяч лет назад полуостров Флорида был шире, чем сейчас; когда закончилось последнее оледенение, уровень воды поднялся, и океан скрыл территорию, когда-то бывшую побережьем. Из-за этого нам сегодня так мало известно о жизни и маршрутах первых жителей Америк: места их стоянок скрыты под волнами.

«Индейское кладбище», или могильник Манасота, найденный под водой, имеет аналоги и на суше. Люди, хоронившие своих мертвых в этом месте, вкапывали рядом с местом захоронения резные деревянные столбики – они сохранились, несмотря на то, что тысячи лет пролежали в соленой воде. Кроме того, сохранились кости – фрагменты черепов, сломанная плечевая и другие, помельче. Дошли до нас даже небольшие фрагменты ткани.

Всего археологи нашли шесть погребений; возможно, дальнейшие раскопки принесут еще.  Авторы исследования полагают, что люди, похороненные здесь, были охотниками-собирателями, питались в основном рыбой и моллюсками, возможно, морскими птицами, и собирали фрукты, ягоды и другие съедобные растения, а также грибы.

На другой стороне полуострова находится еще с 80-х годов известная археологам стоянка Уиндоуэр, датированная примерно тем же периодом, что и Манасотский могильник. Рядом с ней, в болотистой местности, ученые нашли останки 168 человек, похороненных рядом с деревянными предметами в пресноводной могиле около восьми тысяч лет назад. Судя по сохранившимся фрагментам ткани, тела погребенных были завернуты в полотно. Сейчас ученые полагают, что те, кто хоронил людей в Уиндоуэрском болоте и в местности, которая потом стала дном океана на другой стороне полуострова, могли принадлежать к одному народу. Возможно, их погребальный обряд требовал погружения в пресную воду. Болото или озеро Манасота затопило, и оно оказалось под водой, Уиндоуэр же оказался слишком далеко в глубине материка.

Ранее стало известно о сложных погребальных ритуалах палеоиндейцев, живших на территории современной Бразилии.