24.09.2015
Редакция Naked Science

В Бразилии найдена древнейшая жертва ритуального обезглавливания

В гроте Лапа ду Шанту, что в Бразилии, найдено захоронение со следами одного из древнейших ритуалов.

67_tn

О пугающей находке сообщило издание PLoS One. В 2007 году при проведении работ в гроте Лапа ду Шанту ученые выявили захоронение, состоящее из части черепа, челюсти, шести шейных позвонков, а также двух отрубленных рук. Используя метод масс-спектрометрии, специалисты датировали находку 7 тыс. лет до н.э. Ученые обратили внимание на ряд особенностей, которые могли быть связаны с исполнением тех или иных ритуалов. Так, отрубленные руки были положены на лицо покойника. Челюсти и шейные позвонки, в свою очередь, имели следы ударов.

Используя метод изотопного анализа, ученые сравнили данные останки с останками других жителей пещеры. Оказалось, что с высокой долей вероятности принесенный в жертву человек не был чужаком и жил вместе с другими членами племени. Иными словами, версия о пленении и последующей казни не нашла подтверждения. Перед нами могут быть следы некоего ритуала, совершенного первобытными охотниками-собирателями.

Грот Лапа ду Шанту привлекает внимание исследователей не впервые. Так, в 2000-е годы там были найдены самые древние останки человека разумного из всех когда-либо обнаруженных на территории Южной Америки. Там же ученые выявили наскальные фрески.

Практиковавшие обезглавливание охотники-собиратели жили примерно 9 тыс. лет назад, а пещера Лапа ду Шанту могла быть заселена 12 тыс. лет назад. При условии, что догадки ученых верны, находка может стать древнейшим доказательством существования ритуала отсечения головы в Новом свете. Кроме того, она ясно дает понять, что палеоиндейцы имели сложные погребальные ритуалы.

Свидетельства ритуала  / ©Drawing by Gil Tokyo

Напомним, летом 2015 года на территории Германии нашли свидетельства доисторической массовой резни. В расположенном недалеко от Франкфурта могильнике ученые обнаружили останки земледельцев, погибших от страшных увечий. Возраст могильника составляет 7 тыс. лет; ранее на территории Германии и Австрии уже находили нечто подобное.

Еще раньше исследователи рассказали о подробностях первого в известной истории человечества убийства, которое произошло 430 тыс. лет назад. Найденный в могильнике Расщелина костей череп имеет ярко выраженные следы нанесенной тупым предметом травмы.