12.11.2013
Редакция Naked Science
1 499

Мутация в «гене шизофрении» превратила обезьяну в человека

Человек эволюционировал от обезьяны в результате мутации в «гене шизофрении».

5226264885_406d00f8aa_b

Ученые полагают, что ключевым фактором появления человека как вида могла стать мутация, повышающая выработку фермента, который играет главную  роль в работе нервной системы.

Геном шимпанзе совпадает с геномом человека  почти на 99%. По мнению ученых, причина отличия двух видов кроется в разной активности их генов.

– Регуляция генов, важных для основных физиологических процессов у человека и шимпанзе, находится на острие эволюционной физиологии. Нам посчастливилось найти один такой специфичный для человека механизм регуляции гена, очень важного для развития центральной нервной системы, – отметил доктор биологических наук из Института биоорганической химии РАН Антон Буздин.

Это касается гена фермента пролиндегидрогеназы, необходимого для синтеза нейромедиаторов, в результате которого между нейронами передаются сигналы. Активность этого гена регулирует фрагмент ДНК, появившийся в результате встраивания в геном обезьяны эндогенного ретровируса (генетические паразиты, увеличивающие число своих копий в геноме и встраивающие их в новые места в хозяйской ДНК, приводя как к полезным, так и вредным мутациям).

Повреждения гена пролиндегидрогеназы у человека  связаны с генетически обусловленной шизофренией, а когда он отключается, у грызунов наблюдаются расстройства социального поведения, судороги, а также нарушение ориентации в пространстве. Но мутация, возникшая в результате встройки ретровируса рядом с геном, усиливает его активность в гиппокампе. При шизофрении этот отдел мозга сильно меняется.

– Таким образом, ген очень важный, контролирует поведение и, возможно, формирование нервной системы, и изменение его регуляции у человека могло иметь важнейшие последствия с точки зрения возникновения самого вида Homo sapiens, – сказал Буздин.

Источник статьи: РИА Новости.