У муравьев нашли кодекс военного братства - Naked ScienceNaked Science
13.04.2017, 12:26
Naked Science

У муравьев нашли кодекс военного братства

Немецкие ученые обнаружили, что муравьи Megaponera analis после набегов на термитники спасают раненых сородичей.

f-ants-a-20170414

Крупные муравьи Megaponera analis обитают в тропиках и субтропиках Африки колониями по 500–2000 особей. Эти насекомые являются активными охотниками на термитов, совершая набеги на добычу три-пять раз в день. На первом этапе разведчики осматривают территорию в радиусе 50 метров в поисках активных колоний, после чего феромонами прокладывают от них «тропу» к муравейнику. Ориентируясь на след, к термитам направляется группа из 200–500 солдат, функции которых отличаются: более крупные особи разрушают стенки термитника и перемещают пищу, а малые — пробираются в разлом, убивают и вытаскивают термитов наружу. Для защиты от набегов колонии термитов также включают в себя касту солдат — насекомых с мощными челюстями и крупной ороговевшей головой. Такой арсенал позволяет термитам ранить или убить небольших муравьев.

Распространенность причин, по которым раненые муравьи погибали при самостоятельном возвращении / ©Erik Thomas Frank et al., Science Advances, 2017

Эвакуация не касалась особей со смертельными травмами. Примечательно, что здоровые муравьи «спасали» только членов родного гнезда, тогда как на раненых особей из других колоний солдаты нападали, чтобы расчистить путь. Поскольку в диких условиях пострадавшие муравьи не возвращались в колонию самостоятельно, ученые смоделировали обратную ситуацию. В этом случае на обратном пути погибло порядка 30 процентов раненых: их убивали фуражиры другого хищного вида или пауки, также они могли умереть от истощения. Здоровые особи погибали при таких нападениях в 10 процентах случаев, причем на группу солдат, которые эвакуировали раненых, атак не проводилось. В 95 процентах случаев «спасенные» муравьи затем продолжали участие в рейдах: даже при потере двух ног скорость пострадавших повышалась на 30 процентных пунктов уже через сутки.

В последнем эксперименте авторы выяснили, как муравьи распознают наличие раненых, которым требуется эвакуация. Известно, что в ротовом аппарате этих насекомых расположена железа, которая способна вырабатывать летучие вещества с неприятным запахом — диметил дисульфид и диметил трисульфид. После того, как эти соединения нанесли на здоровых муравьев, сородичи направили на них «спасательное» поведение. По словам исследователей, это первый зафиксированный случай подобного поведения у беспозвоночных.

Подробности работы представлены в журнале Science Advances.

Ранее энтомологи обнаружили необычный мутуализм между крупными муравьями Platythyrea conradti и небольшими Strumigenys maynei: оказалось, пока первые занимаются строительством гнезда, вторые защищают их от нападений. А муравьи вида Formica paralugubris освоили «фармацевтику»: с помощью древесной смолы они дезинфицируют муравейник и друг друга.

Видеозапись эксперимента / ©Erik Thomas Frank et al., Science Advances, 2017

Тираннозавры, диплодоки и другие самые большие динозавры спасались от перегревания, охлаждая голову активным дыханием или разеванием пасти.

Новая разработка позволит спасти имущество людей от уничтожения огнем — даже во время стихийного бедствия.