21.12.2016
Редакция Naked Science

MRO засняла рождение марсианских «пауков»

Американские ученые пришли к выводу, что разветвленные сети на поверхности Марса видны только на южном полюсе, поскольку на северном их засыпает песком. Результаты работы опубликованы в журнале Icarus.

esp_028910_0985
©Wikipedia / Автор: Анастасия Кожевникова

Сети эрозионных каналов, которые сходятся в одной точке и внешне напоминают паука, были обнаружены на Марсе несколько лет назад. По одной из теорий, эти «пауки» возникают вследствие таяния твердого диоксида углерода («сухого льда»): с наступлением весны солнечный свет нагревает конденсат, ушедший под ледник, и газ давит на лед изнутри, формируя трещины. Причем до сих пор считалось, что эрозионные сети на Красной планете носят сезонный характер.

Анализ новых снимков, сделанных межпланетной станцией Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), однако, показал, что на Марсе есть многолетние эрозионные сети. В ходе работы ученые из Колорадского университета в Боулдере и Планетологического института США изучили фотографии 2008–2016 годов с изображениями южного и северного полюсов планеты. В районе южного полюса они обнаружили небольшие каналы, которые увеличивались последние несколько лет.

Последовательность снимков, сделанных в течение трех лет. / © NASA, JPL-Caltech, University of Arizona, 2016

По словам авторов, каналы находятся неподалеку от песчаных дюн, однако песка в этом районе немного, что позволяет сетям расти. В последующем каналы могут стать «пауками», однако случится это нескоро: по расчетам, для превращения трещин может потребоваться около тысячи марсианских лет (один год на Марсе сопоставим с 1,9 года на Земле). Аналогичные, но менее крупные, сети были зафиксированы и на северном полюсе: из-за большого количества песка их регулярно засыпало.

В агропромышленность активно внедряют передовые технологии, которые повышают производительность и прибыльность предприятий. На помощь человеку в сельском хозяйстве приходят ИИ, автономные роботы и дроны. Они упрощают работу фермеров, собирают данные для прогнозирования урожая, создают карты полей и даже вносят удобрения в почву. Поэтому российские аграрии сегодня обращают особое внимание на разработку новейших технологий в этой области. Ученые Пермского Политеха разработали программно-аппаратный комплекс БПЛА с мультиспектральной камерой, который обеспечит инновационный подход к ведению сельского хозяйства и точечного земледелия. Использование дрона сократит расходы воды, удобрений и средств защиты растений, а также на 20 процентов повысит урожайность посевов.

Биотехнологам впервые удалось получить человеческие антитела, которые нейтрализовали яд пауков из рода черных вдов. Испытания продолжаются, однако ученые уверены, что их открытие обеспечит неограниченные поставки лекарства постоянного качества и эффективности. К тому же его можно будет производить без привлечения животных.