MRO засняла рождение марсианских «пауков» — Naked Science
21.12.2016

MRO засняла рождение марсианских «пауков»

Американские ученые пришли к выводу, что разветвленные сети на поверхности Марса видны только на южном полюсе, поскольку на северном их засыпает песком. Результаты работы опубликованы в журнале Icarus.

esp_028910_0985

Сети эрозионных каналов, которые сходятся в одной точке и внешне напоминают паука, были обнаружены на Марсе несколько лет назад. По одной из теорий, эти «пауки» возникают вследствие таяния твердого диоксида углерода («сухого льда»): с наступлением весны солнечный свет нагревает конденсат, ушедший под ледник, и газ давит на лед изнутри, формируя трещины. Причем до сих пор считалось, что эрозионные сети на Красной планете носят сезонный характер.

Анализ новых снимков, сделанных межпланетной станцией Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), однако, показал, что на Марсе есть многолетние эрозионные сети. В ходе работы ученые из Колорадского университета в Боулдере и Планетологического института США изучили фотографии 2008–2016 годов с изображениями южного и северного полюсов планеты. В районе южного полюса они обнаружили небольшие каналы, которые увеличивались последние несколько лет.

Последовательность снимков, сделанных в течение трех лет. / © NASA, JPL-Caltech, University of Arizona, 2016

По словам авторов, каналы находятся неподалеку от песчаных дюн, однако песка в этом районе немного, что позволяет сетям расти. В последующем каналы могут стать «пауками», однако случится это нескоро: по расчетам, для превращения трещин может потребоваться около тысячи марсианских лет (один год на Марсе сопоставим с 1,9 года на Земле). Аналогичные, но менее крупные, сети были зафиксированы и на северном полюсе: из-за большого количества песка их регулярно засыпало.