14.07.2016
Редакция Naked Science

Медленный рост солнечных пятен оказался загадкой

Подъем сравнительно холодной плазмы из глубины к поверхности Солнца проявляется как темные пятна и происходит так медленно, что не вписывается в теории.

sunspot21

Области высокой активности Солнца – «узлы» магнетизма, видимые нам как темные пятна. Они возникают в местах подъема на поверхность силовых линий магнитных полей, которые увлекают с собой массы более холодной плазмы. Недавние исследования показали, что это движение происходит довольно медленно: на скорости всего 150 м/с. Сообщение об этой работе опубликовано журналом Science Advances.

Аарон Бёрч (Aaron Birch) и его коллеги из Германии, ОАЭ, США и Японии изучили поведение магнитных полей Солнца с помощью инструмента HMI, работающего на борту космической обсерватории SDO. Он продолжает накапливать данные о магнитной активности звезды без перерыва, начиная с момента запуска зонда в 2010 г. Параллельно HMI фиксирует солнечный диск с высоким разрешением в видимом диапазоне, позволяя изучать горизонтальные движения плазмы.

Одновременно те же процессы моделировались на компьютере: было показано, что чем быстрее происходит подъем плазмы к поверхности, тем заметнее проявляются горизонтальные токи, которые расходятся от точки выхода во все стороны. Однако, сравнив показания модели с наблюдениями, астрономы обнаружили, что по-настоящему быстрых подъемов не происходит и восходящие потоки не могут набирать более 150 м/с (из расчета глубины 20 тыс. км). Существующие теоретические модели говорят как минимум о 500 м/с и, по мнению Аарона Бёрча и его соавторов, нуждаются в пересмотре.