Медики, наконец, установили причину хруста суставов — Naked Science
16.04.2015

Медики, наконец, установили причину хруста суставов

Знакомый каждому хруст суставов – одна из величайших загадок нашего тела, а возможно, и всей современной науки. Решить ее удалось лишь теперь, и лишь при помощи новейших технологий.

2-pullmyfinger

Надо сказать, что тайна хруста волновала ученых уже давно. Еще в 1940-х была высказана гипотеза о том, что причиной его может стать кавитация – появление мельчайших пузырьков в синовиальной жидкости суставной сумки. Резкий изгиб суставов создает в ней полости, рождение которых в силу обычных законов гидродинамики сопровождается характерным шумом. Однако ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию не удавалось, а в 1970-х даже появилась противоположная идея, согласно которой изгиб суставов увеличивает давление синовиальной жидкости, заставляя скопившиеся в ней пузырьки лопаться – и хрустеть.

По счастью, в распоряжении канадского исследователя Грега Кочука (Greg Kawchuk) и его коллег оказался настоящий «чемпион по хрусту» Джером Фрайер (Jerome Fryer) – плюс современный томограф, способный получать информацию с большим временным разрешением. «Фрайер удивительно одарен в этой области, – удивляется профессор Кочук, – он просто как Уэйн Грецки по хрусту пальцев».

©Gregory Kawchuk, et al.

Талантливые пальцы мастера исследователи поместили в специальные трубки, которые осторожно вытягивали их, пока тот неподвижно лежал в томографе, – и тем самым заставляли хрустеть. Весь процесс разворачивался около 300 мс и впервые предстал изумленным глазам ученых во всех деталях.

©Gregory Kawchuk, et al.

Коротко говоря, наблюдения подтвердили первоначальную гипотезу о том, что хруст связан с появлением микропузырьков – но теперь Кочук и его единомышленники могут переходить к изучению следующего животрепещущего вопроса: полезно ли хрустеть суставами? Теоретически энергия, которая создается при этом в сочленениях, очень велика и легко способна повредить поверхности суставов. Однако долговременные исследования пока что не указали на какие-либо опасные последствия для здоровья любителей похрустеть.