Кошки оказались плохими охотниками на крыс
27.09.2018

Кошки оказались плохими охотниками на крыс

Ученые провели масштабные наблюдения за поведением животным в городе и пришли к выводу, что, вопреки распространенному мнению, кошки не так уж хорошо ловят крыс.

1516803053_krasivye-oboi-krysy-skachat-na-rabrchij-stol-besplatno

Это было первое исследование, в рамках которого ученые задокументировали взаимодействие между уличными кошками и крысами. Исследователи чипировали крыс, живущих в районах с большим количеством бездомных кошек, и наблюдали за их поведением в течение 79 дней. Все это время грызуны успешно избегали «охотников»: за весь период наблюдений они были пойманы только два раза. Результаты работы опубликованы сегодня в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

Синантропные, то есть проживающие рядом с людьми, крысы действительно наносят большой ущерб человеку. Они поедают и портят различные товары, иногда повреждают электрические сети и могут распространять инфекционные заболевания через укусы. Так, в США ежегодно от укусов крыс страдают около 14 тысяч человек. В Москве за 2016 год грызуны покусали 102 человек. Роспотребнадзор принимает меры, чтобы уменьшить популяцию крыс в городах, равно как и все подобные ведомства в мире. В основном животных травят или отпугивают при помощи специальных приборов. Еще один способ, который иногда рассматривают муниципальные власти, — разведение в городах кошек, которые ловили бы крыс и способствовали их выведению.

Однако теперь ученые утверждают, что это неэффективный метод. Причем он имеет еще и неприятные последствия — рост числа бездомных кошек в городах тоже не приносит горожанам ничего хорошего. Исследователям говорят, что вместо крыс кошки чаще предпочитают ловить более мелкую и беззащитную добычу, например птиц. Бесконтрольное их истребление может пошатнуть экосистему города. Как говорит один из авторов исследования Майкл Дойтч (Michael A. Deutsch), до сих пор никто не предоставил исчерпывающих данных о количестве крыс, убитых кошками в городах. Поэтому ученые решили восполнить пробелы.

Команда исследователей уже какое-то время наблюдала группу крыс, живущих в одном из районов Нью-Йорка, в городском центре утилизации отходов. В 100 особей вживили микрочипы, с помощью которых ученые наблюдали за их поведением. После того как в центр запустили кошек, чтобы те боролись с вредителями, исследователи установили камеры и стали мониторить записи, чтобы отследить, как кошки выполняют свою функцию и как у крыс меняется поведение при их присутствии. За 79 дней отсняли 306 видеороликов. Несмотря на то что 60 кошек активно действовали в колонии крыс, за все время было зарегистрировано только 20 случаев преследования, три попытки убийства и два успешных убийства.

Записи с видеокамер, установленных в Нью-Йоркском центре утилизации отходов во время эксперимента / ©Frontiers in Ecology and Evolution

Крысы, в свою очередь, изменили тактику поведения и стали меньше времени проводить на открытых пространствах и обычно прятались в укрытиях. Ученые говорят, что исследование не обесценивает способности кошек в ловле крыс совсем, но проясняет некоторые аспекты взаимодействия животных. Чтобы успешно поймать грызуна, кошка должна быть голодной и не иметь альтернативного, более легкого источника пищи. Таким образом, целесообразность использования кошек для уменьшения популяции крыс в городах ставится под сомнение, так как в таких местах хищники могут найти и другую пищу.