Комета Чурюмова – Герасименко оказалась геологически активной
22.03.2017

Комета Чурюмова – Герасименко оказалась геологически активной

Астрономы изучают стремительные перемены, происходившие с кометой 67Р/Чурюмова – Герасименко при сближении с Солнцем: изменения так серьезны, что скоро она может развалиться на части.

comet0

Продолжается анализ данных, собранных на комете 67Р/Чурюмова – Герасименко европейским космическим аппаратом Rosetta. В 2014–2016 гг., когда зонд сближался с ней, траектория 67Р проходила через внутренние области Солнечной системы, и комета проявляла заметную геологическую активность. На ней вырастали трещины, обрушивались скалы, перекатывались камни. Этой активности посвящена статья, опубликованная учеными из команды Rosetta в журнале Nature Astronomy, еще одна статья готовится к выходу в журнале Science.

Астрофизик из Падуанского университета Маурицио Пайола (Maurizio Pajola) и его коллеги рассказывают, как, приближаясь в своем движении к Солнцу, комета 67Р/Чурюмова – Герасименко испытывает все более сильное действие его излучения, бомбардируется быстрыми частицами и нагревается. Все это приводит к существенным изменениям на ее ледяной поверхности – изменениям, которые предполагались и прежде, но благодаря работе зонда Rosetta впервые наблюдались напрямую и в высоком разрешении.

©ESA/Rosetta

Комета 67Р/Чурюмова – Герасименко состоит из отдельных «слипшихся» пористых фрагментов, и большую часть ее объема составляет пустота. Сам ледяной материал ядра богат водным льдом, но содержит и массу других веществ, в том числе углекислый газ. Ядро состоит из двух частей размерами около 4х3х1 км и около 2,5х2,5х2 км, в его составе удалось обнаружить небольшие количества простых органических веществ, а также молекулярного кислорода.

По мере приближения к Солнцу часть ледяного материала возгоняется, переходя из твердой фазы сразу в газообразную и рассеиваясь в космическом вакууме. Это приводит к видимым перестройкам на поверхности кометы. В частности, камеры зонда Rosetta зафиксировали, как фрагмент весом порядка 130 тыс. тонн сместился по ядру примерно на 140 м, причем перед началом этого движения были отмечены выбросы вещества с поверхности близ этой скалы. И это лишь один пример из целой серии перемен, которые описывают ученые.

Кроме того, нагрев солнечной стороны 67Р ускорил и ее вращение. Это привело к усилению центробежных сил и еще более ускорило перемены на поверхности кометы. Так, под их действием еще в августе 2014 г. на перемычке, соединяющей две части ядра, образовалась трещина. К декабрю она вытянулась уже на 500 м и расширилась до 30 м, а летом 2016 г. параллельно ей появилась вторая трещина длиной до 300 м. По мнению ученых, комете 67Р осталось недолго, и через некоторое время она расколется на два обломка. Будем надеяться, что и этот момент удастся рассмотреть во всех деталях.