Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
26.10.2015
Редакция Naked Science

Химические «кирпичики жизни» имелись на Земле с самого начала

В составе хвоста кометы C/2014 Q2 (Лавджоя) обнаружено более 20 различных органических соединений. Спектральные линии большинства из них удается наблюдать и в протопланетных облаках, окружающих далекие, похожие на Солнце звезды.

comet-lovejoy-photo

«Все это позволяет считать, что наша протопланетная туманность уже была богата сложной органикой, когда в ней стали появляться первые кометы и планеты», – говорит Николя Бивэ (Nicolas Biver) из Парижской обсерватории. В январе 2015 года, когда комета Лавджоя совершала сближение с Солнцем, Бивэ и его коллеги наблюдали за ней с помощью 30-метрового радиотелескопа.

В этот период комета двигалась от Земли на расстоянии в 0,6 а.е. (астрономической единицы – среднего радиуса земной орбиты, около 150 млн км) и в 1,3 а.е. от Солнца. Излучение звезды усилило испарение вещества кометного ядра, которое начало вылетать прочь длинным сверкающим хвостом. В нем-то и удалось идентифицировать спектральные следы в общей сложности 21-го органического вещества, в том числе этанола и гликольальдегида, прежде никогда в кометах не встречавшихся.

Ученые оценили содержание этих веществ и сравнили полученные цифры с аналогичными данными по комете C/1995 O1 (Хейла – Боппа), которая сближалась с Солнцем в 1997 году, а также с данными наблюдений за парой протопланетных туманностей у далеких и молодых звезд. Выяснилось, что кометы в целом более богаты органическими веществами, чем протопланетные облака. Это лежит в рамках одной из популярных гипотез, согласно которой львиная доля органических веществ, необходимых зарождающейся жизни, должны синтезироваться в ходе реакций на поверхности ледяных кристаллов в молодой протопланетной туманности.

Затем четыре крупнейшие планеты Солнечной системы (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун), мигрируя, вызвали сильные возмущения среди комет в дальних областях, и около 4 млрд лет назад великое их множество устремилось в наши, внутренние пределы. Это еще более обогатило едва сформировавшуюся Землю органикой – и в конечном итоге позволило появиться жизни.