12.02.2014
Редакция Naked Science

«Хаббл» и «Кассини» сняли полярное сияние на Сатурне

Космический телескоп «Хаббл» зафиксировал полярное сияние на Сатурне с орбиты Земли, а зонд «Кассини» – с орбиты Сатурна. Наблюдения помогут установить, почему атмосфера газовых гигантов охлаждается с высотой медленнее, чем можно было бы ожидать, учитывая расстояние от Солнца.

«Хаббл» и «Кассини» вместе сняли полярное сияние на Сатурне: «Хаббл» – с орбиты Земли, а зонд «Кассини» – с орбиты Сатурна.

Полярное сияние (северное сияние) – свечение (люминесценция) верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.

Изображения были сделаны в апреле-мае прошлого года. Космический телескоп «Хаббл» зафиксировал сияние в ультрафиолете, а «Кассини» – в инфракрасном, видимом и ультрафиолетовом диапазонах. По снимкам, которые были сделаны в видимом свете, можно установить реальные цвета сияния. Когда на Земле оно зеленое снизу и красное вверху, на Сатурне – красное внизу и фиолетовое вверху, что объясняется различиями частиц сияния. Так, если на Земле это, как правило,  азот и кислород, то на Сатурне – водород.

Снимок цвета полярного сияния на Сатурне, сделанный в ультрафиолете

На ультрафиолетовых фотографиях, сделанных «Кассини» на очень близком расстоянии (около 6 радиусов Сатурна), заметны легкие изменения свечения в масштабе нескольких сотен километров. Благодаря этому у исследователей есть возможность проследить связь между яркостью полярного сияния и характеристиками солнечного ветра.

Несмотря на свою удаленность от Солнца, Сатурн испытывает воздействие солнечного ветра – поток ионизированных частиц (в основном гелиево-водородной плазмы), истекающий из солнечной короны со скоростью 300 – 1200 км/с в окружающее космическое пространство. Является одним из основных компонентов межпланетной среды.

Так как магнитное поле Сатурна такое же мощное, как и у Земли, заряженные частицы захватываются магнитосферой и увлекаются к магнитным полюсам. При столкновении в полярных областях с атомами атмосферы они порождают полярные сияния.

Полярное сияние на Сатурне