25.10.2014
Редакция Naked Science

Новые данные позволили пересмотреть теорию образования континентов

Образование материков может быть куда более сложным процессом, чем считалось ранее, выяснили австралийские ученые.

2000px-Laurasia-Gondwana

К таким выводам исследователи из Абердинского университета пришли на основе данных, полученных крупнейшей мобильной группой сейсмоприемников Австралии WOMBAT.

700 датчиков, частично закопанных в землю, регистрировали в течение некоторого времени «фоновый шум» сейсмической активности юго-восточной части континента – микросейсмические колебания океана и различные атмосферные возмущения.

Всю собранную затем информацию ученые обработали с помощью специальной компьютерной программы и создали карту сейсмических характеристик юго-востока Австралии.

Благодаря этим данным были обнаружены следы микроконтинента размером с территорию Великобритании, который врезался в Австралийскую плиту предположительно 480 миллионов лет назад в бывшей зоне субдукции под территорией, где сейчас располагается штат Виктория.

Всегда считалось, что одним из главных механизмов образования континентов является столкновение тектонических плит и образование в процессе зоны субдукции, в которой одна плита заходит под другую, таким образом передавая часть массы континентальной коре.
– Николас Роулинсон (Nicholas Rawlinson), Абердинский университет

По словам ученых, новое исследование демонстрирует, что континентальные фрагменты, отправившиеся в дрейф после раскола суперконтинентов (в данном случае Гондваны), могут играть ключевую роль в «наращивании массы» новыми материками.

Это означает, что процесс формирования новых континентов может в реальности довольно сильно отличаться от того, что сейчас написано в учебниках по геологии.
– Николас Роулинсон (Nicholas Rawlinson), Абердинский университет

Примечательно, что работа исследователей из Университета Абердина подтверждает результаты геологического компьютерного моделирования, проведенного другой группой австралийских ученых несколькими месяцами ранее.

Статья про новое исследование была опубликована в журнале Geology.