Морские черви вдохновили ученых на создание клея для безопасных операций на плоде — Naked Science

Морские черви из Калифорнии вдохновили ученых на искусственный синтез клея, который поможет сделать прорыв в фетальной хирургии – фетоскопия теперь никогда не будет приводить к преждевременным родам.

Sandcastle_worm_in_laboratory_closeup

Морские черви Phragmatopoma californica живут на калифорнийском побережье и отличаются тем, что способны производить не взаимодействующий с водой клей, с помощью которого они строят свои подводные колонии.

Ученые уже не раз находили водостойкие свойства этого вещества полезными для медицины. В частности, подобный клей может оказаться крайне полезным в фетальной хирургии – проведении операций на плоде для устранения каких-либо дефектов эмбриона или утробы. Самым распространенным видом подобных операций является фетоскопия, когда в утробу проникает очень тонкий эндоскоп с миникамерой на другом конце.

Однако при проникновении в утробу эндоскопа часто повреждается его внешняя мембрана, что может привести к неблагоприятным последствиям вплоть до преждевременных родов. Важной задачей для преодоления этой проблемы является создание надежного и водостойкого клея, который мог бы закрывать образовавшиеся после операции отверстия в мембране.

Сейчас не существует эффективного лечения для предотвращения повреждения оболочки плода во время фетальных операций. Использование клея в наполненной жидкостью утробе представляется очень трудным. Наш естественный, не раздувающийся, нетоксичный образец клея, который не растворяется в воде, имеет идеальные характеристики для подобной среды. Все говорит о том, что мы, наконец, решим эту проблему.

– Рассел Стюарт, Университет штата Юта

Группе американских ученых под руководством Стюарта удалось синтезировать в лаборатории полимер, который имеет такие же характеристики, что и вырабатываемый калифорнийскими червями водостойкий клей. Тесты на животных уже показали эффективность синтезированного вещества.

Ученые отмечают, что их инновация позволит осуществлять не только рискованные ранее операции, но и некогда даже невозможные.

Сопоставив метеорологические данные с медицинской статистикой, американские ученые подтвердили слухи о том, что грозы повышают риск обострения респираторных заболеваний.

В 1989 году советские астрономы пришли к выводу: у астероидов есть спутники. Это было четвертое в истории астрономии открытие нового класса объектов в Солнечной системе. Оно изменило наши представления о том, как формировалась Луна, спутники других планет – да и система в целом. Однако у истории есть чувство юмора: об этом открытии советских астрономов практически никто не знает. Naked Science первым из СМИ пробует восполнить этот пробел — в том числе впервые публикует электронную копию самой работы об открытии двойных астероидов.