03.06.2016
Редакция Naked Science

Форму тела у рыб научились менять с помощью генной «психотерапии»

Выведение рыб с различным темпераментом — более «смелых» или более «застенчивых» — способно влиять на форму их тела и особенности локомоции. К такому выводу пришли исследователи из Университета Северной Каролины (США).

blue_danio_by_leonsnowy-d5b9ngz

В рамках эксперимента ученые разделили аквариумных рыб данио рерио на две группы в зависимости от показателей адаптации к новым условиям. Группе «смелых» рыб для привыкания требовалось около 50 секунд, «застенчивые» осваивались в незнакомой обстановке свыше 3 минут. Затем группы изолировались друг от друга для продолжения рода.

Потомство «смелых» рыб отличалось повышенной стрессоустойчивостью, но на особенностях поведения селекция не остановилась. «Смелые» данио также обладали более продолговатым телом с укрупненной хвостовой частью. Они быстрее двигались и острее реагировали на раздражители. Потомки «застенчивых» рыб имели менее гладкие тела и вели себя пассивнее в ситуации опасности.

По мнению ведущего автора работы Брайана Лангерганса, такую корреляцию могла бы частично объяснить плейотропия.

«Мы полагаем, что плейотропия, или параллельное воздействие гена на два и более фенотипических признака, способна объяснить связь между личностью и локомоцией. Однако связь между личностью и формой тела отражает, вероятно, то неустойчивое соотношение, которое едва ли обусловлено плейотропией или физической схожестью. Такие черты, скорее, обязаны своим проявлением естественному отбору: храбрость и изящество помогают особям успешнее выживать и спариваться. В результате определенная комбинация генов и признаков закрепляется», — пояснил Лангерганс.

В изучении формирования комплексов черт ученые в этой связи видят главную задачу. Команда также выразила уверенность, что в ближайшие годы исследования личностных изменений и их корреляции с другими признаками станут актуальнее.