Физики получили двумерный алмаз

Воздействуя на графен сверхвысоким давлением, ученые получили первую плоскую структуру алмаза – «диамонден».

Графен – плоская одноатомная форма углерода – имеет структуру графита. Но можно ли получить такую же плоскую структуру алмаза? Как оказалось, вполне: для этого достаточно взять пару листов графена и сжать под колоссальным давлением – до десятков тысяч атмосфер. Такую работу проделали бразильские ученые во главе с Луисом Канчадо (Luiz Cançado) из Федерального университета Минас-Жерайс.

В статье, опубликованной журналом Nature Communications, они рассказывают об экспериментах, в ходе которых графеновые листы сдавливались на алмазной наковальне. За состоянием углеродной структуры ученые следили с помощью Рамановской микроскопии, которая и показала переход от двойной графеновой формы к одинарной – алмазной. Пока что это лишь косвенные данные, связанные с анализом комбинационного рассеяния света атомами, взаимодействующими с электрическим полем падающего излучения. Более прямые – рентгеновские – исследования структуры еще предстоит провести.

Слои гидроксида графена и графена под давлением превращаются в плоский «диамонден» / ©Martins et al., 2017

Сообщение бразильских физиков уже привлекло большое внимание их коллег по всему миру. Получение графена открыло целый мир новых возможностей и удивительных свойств, и не меньше интересных находок сулит и получение двумерного алмаза. Предсказано, что этот материал должен обладать хорошими магнитными свойствами и сможет найти применение в спинтронике. Такие устройства используют для хранения, передачи и обработки информации не электрический ток, а ток спинов. Они обещают ряд чрезвычайно полезных свойств для создания более емких и безопасных аккумуляторов, быстродействующих вычислительных схем.

Аватар пользователя namelessclone