Филологи предложили новый термин для мясных изделий — Naked Science
24 мая
8 минут
ТюмГУ

Филологи предложили новый термин для мясных изделий

Исследователи из ТюмГУ проанализировали названия российских продуктов питания и предлагают ввести термин «карноним» для обозначения мясных изделий.

Филологи предложили новый термин для мясных изделий
Филологи предложили новый термин для мясных изделий

Слово «карноним» происходит от латинского caro, carnis — «мясо» плюс греческого ὀνυμα — «имя».

«Названия продуктов питания становились объектом научного интереса многих современных исследователей. Однако имена собственные этих продуктов не подвергались системному лингвистическому описанию.

На наш взгляд, термин создан по принятой в ономастике модели словообразования номенклатуры и отражает сущность объекта», — говорит доцент кафедры общего языкознания ТюмГУ Наталья Кайзер-Данилова.

К карнонимам исследователи отнесли названия готовых мясных продуктов и полуфабрикатов (колбасных изделий, пельменей, мантов, хинкали, котлет, биточков, шашлыков) и проанализировали 411 наименований.

Мясосодержащие продукты на протяжении ряда столетий являются традиционным блюдом россиян. Например, колбасы и сосиски известны русским с XVII века. Некоторые сорта мясных продуктов стали излюбленными, пользуются устойчивым спросом и прочно вошли в когнитивное сознание современника — «Краковская», «Брауншвейгская», «Московская», «Варшавская», «Докторская», «Молочная», «Диетическая», — поэтому название их выступает залогом качества и вкуса, служит гарантом устойчивого спроса покупателей.

Предлагая на рынке новый сорт колбасы, в основу номинации выбирают рецептуру, по которой был приготовлен продукт, тем самым подчеркивая знакомый и неповторимый вкус фабриката.

Эта модель, как пояснила соавтор исследования, доцент Элина Гаврикова, является продуктивной при наименовании карнонимов, так как позволяет не только акцентировать внимание на качестве продукции, но и актуализировать информацию о вкусе, связи традиций, уникальности рецепта. Лингвистический знак выступает средством позиционирования и продвижения товара на рынке.

По мнению филологов, в число доминирующих принципов именования карнонимов следует отнести указание на географический признак (страну, город, район), откуда была заимствована технология производства продукта: ветчина «Миланская», «Альпийская». Любопытно, что упоминание Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, Чехии или Польши обусловлено давними традициями мясопереработки у этих стран, богатой рецептурой и широкой линейкой вкусов.

Таким образом товаропроизводитель реализует максимум неповторимой уникальности. Впрочем, в этой модели активно используются и российские географические наименования, что реализует стратегию доверия: ветчина «Арбатская», колбаса «Московская».

В регионе указание на место происхождения товара делает продукцию эмоционально близкой, концепт «родное» порождает ассоциации «наше, местное, близкое, качественное, свежее, безопасное». Это служит гарантом качества продукции, стимулирует спрос покупателя, является одной из тактик стратегии формирования потребительских предпочтений.

Выбирая стратегии детализации («в сливочном соусе с зеленью», «с сыром»), производитель подчеркивает честность по отношению к потребителю. Зачастую используется принцип номинации, в основу которого положен способ приготовления и употребления продукта, что значительно облегчает покупателю его выбор в соответствии с условиями употребления: «с дымком», «барбекю».

Карнонимы «аппетитная», «нежная» и другие указывают на вкусовые качества продукции, что как упрощает выбор, так и побуждает к дегустации. Всегда выигрышны указания на полезность, экологичность и натуральность товара.

Кроме того, исследователи заметили, что производители часто используют эпитет «дачные» в региональной прагматонимии. И объяснили это культивированием загородного отдыха сибиряками, их активным образом жизни, что требует простой и мобильной еды.

Включение разговорной лексики позволяет сократить дистанцию между покупателем и производителем, сделать товар «близким», «понятным», что также способствует повышению на него спроса.

«Языковые модели, которые активно используют товаропроизводители для названия мясосодержащих продуктов, немногочисленны, — заключает Кайзер-Данилова. —Доминируют простые, однокомпонентные карнонимы (их около 85%): они компактны, легки для восприятия и быстро запоминаются. В качестве наименований продукции производители часто используют и кальки мясных блюд других национальных кухонь».

ТюмГУ
50 статей
Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — первый университет Тюменской области, был открыт в 1930 году. Готовит специалистов по 175 направлениям подготовки. Университет входит в число участников Проекта 5-100 — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Позавчера, 15:33
40 минут
Александр Березин

Женщины заводят ребенка не от мужа тем чаще, чем ниже его социальная ценность. Попробуем разобраться, как биология подталкивает их к изменам и почему моногамия имеет все шансы на реванш.

Сегодня, 12:57
6 минут
Сергей Васильев

Эксперименты снова указали на существование частицы Х17 — загадочного бозона-переносчика еще неизвестного фундаментального взаимодействия.

8 часов назад
4 минуты
Никита Шевцов

Врачи впервые поместили людей в состояние анабиоза для спасения жизни пациента. Разрешение на это дало Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США.

15 ноября
6 минут
Никита Шевцов

Ученые впервые воспроизвели в реальности парадокс друга Вигнера. В результате физики выяснили, что квантовые явления субъективны: каждый наблюдатель может иметь свои альтернативные факты насчет них, и все они будут правдивы.

18 ноября
4 минуты
Сергей Васильев

Накопление эпигенетических модификаций ДНК позволило провести параллели между возрастом собак и людей и найти новую формулу для пересчета одного в другой.

Позавчера, 15:33
40 минут
Александр Березин

Женщины заводят ребенка не от мужа тем чаще, чем ниже его социальная ценность. Попробуем разобраться, как биология подталкивает их к изменам и почему моногамия имеет все шансы на реванш.

15 ноября
6 минут
Никита Шевцов

Ученые впервые воспроизвели в реальности парадокс друга Вигнера. В результате физики выяснили, что квантовые явления субъективны: каждый наблюдатель может иметь свои альтернативные факты насчет них, и все они будут правдивы.

18 ноября
4 минуты
Сергей Васильев

Накопление эпигенетических модификаций ДНК позволило провести параллели между возрастом собак и людей и найти новую формулу для пересчета одного в другой.

Позавчера, 15:33
40 минут
Александр Березин

Женщины заводят ребенка не от мужа тем чаще, чем ниже его социальная ценность. Попробуем разобраться, как биология подталкивает их к изменам и почему моногамия имеет все шансы на реванш.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: