Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Филологи предложили новый термин для мясных изделий
Исследователи из ТюмГУ проанализировали названия российских продуктов питания и предлагают ввести термин «карноним» для обозначения мясных изделий.
Слово «карноним» происходит от латинского caro, carnis — «мясо» плюс греческого ὀνυμα — «имя».
«Названия продуктов питания становились объектом научного интереса многих современных исследователей. Однако имена собственные этих продуктов не подвергались системному лингвистическому описанию.
На наш взгляд, термин создан по принятой в ономастике модели словообразования номенклатуры и отражает сущность объекта», — говорит доцент кафедры общего языкознания ТюмГУ Наталья Кайзер-Данилова.
К карнонимам исследователи отнесли названия готовых мясных продуктов и полуфабрикатов (колбасных изделий, пельменей, мантов, хинкали, котлет, биточков, шашлыков) и проанализировали 411 наименований.
Мясосодержащие продукты на протяжении ряда столетий являются традиционным блюдом россиян. Например, колбасы и сосиски известны русским с XVII века. Некоторые сорта мясных продуктов стали излюбленными, пользуются устойчивым спросом и прочно вошли в когнитивное сознание современника — «Краковская», «Брауншвейгская», «Московская», «Варшавская», «Докторская», «Молочная», «Диетическая», — поэтому название их выступает залогом качества и вкуса, служит гарантом устойчивого спроса покупателей.
Предлагая на рынке новый сорт колбасы, в основу номинации выбирают рецептуру, по которой был приготовлен продукт, тем самым подчеркивая знакомый и неповторимый вкус фабриката.
Эта модель, как пояснила соавтор исследования, доцент Элина Гаврикова, является продуктивной при наименовании карнонимов, так как позволяет не только акцентировать внимание на качестве продукции, но и актуализировать информацию о вкусе, связи традиций, уникальности рецепта. Лингвистический знак выступает средством позиционирования и продвижения товара на рынке.
По мнению филологов, в число доминирующих принципов именования карнонимов следует отнести указание на географический признак (страну, город, район), откуда была заимствована технология производства продукта: ветчина «Миланская», «Альпийская». Любопытно, что упоминание Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, Чехии или Польши обусловлено давними традициями мясопереработки у этих стран, богатой рецептурой и широкой линейкой вкусов.
Таким образом товаропроизводитель реализует максимум неповторимой уникальности. Впрочем, в этой модели активно используются и российские географические наименования, что реализует стратегию доверия: ветчина «Арбатская», колбаса «Московская».
В регионе указание на место происхождения товара делает продукцию эмоционально близкой, концепт «родное» порождает ассоциации «наше, местное, близкое, качественное, свежее, безопасное». Это служит гарантом качества продукции, стимулирует спрос покупателя, является одной из тактик стратегии формирования потребительских предпочтений.
Выбирая стратегии детализации («в сливочном соусе с зеленью», «с сыром»), производитель подчеркивает честность по отношению к потребителю. Зачастую используется принцип номинации, в основу которого положен способ приготовления и употребления продукта, что значительно облегчает покупателю его выбор в соответствии с условиями употребления: «с дымком», «барбекю».
Карнонимы «аппетитная», «нежная» и другие указывают на вкусовые качества продукции, что как упрощает выбор, так и побуждает к дегустации. Всегда выигрышны указания на полезность, экологичность и натуральность товара.
Кроме того, исследователи заметили, что производители часто используют эпитет «дачные» в региональной прагматонимии. И объяснили это культивированием загородного отдыха сибиряками, их активным образом жизни, что требует простой и мобильной еды.
Включение разговорной лексики позволяет сократить дистанцию между покупателем и производителем, сделать товар «близким», «понятным», что также способствует повышению на него спроса.
«Языковые модели, которые активно используют товаропроизводители для названия мясосодержащих продуктов, немногочисленны, — заключает Кайзер-Данилова. —Доминируют простые, однокомпонентные карнонимы (их около 85%): они компактны, легки для восприятия и быстро запоминаются. В качестве наименований продукции производители часто используют и кальки мясных блюд других национальных кухонь».
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Является ли моногамия естественным состоянием для человека? Новое исследование, основанное на анализе почти 200 тысяч родословных млекопитающих, подтвердило это суждение, поместив Homo sapiens в один эволюционный ряд с сурикатами и гиббонами.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

Последние комментарии