08.12.2017
Редакция Naked Science

Эксперты назвали возможную причину появления рутения-106 над Европой

По мнению специалистов, повышенный уровень рутения-106 может быть связан со сгоревшим в атмосфере Земли спутником, на котором был источник с данным изотопом.

regular_detail_image-e9dae6f328c98798e6761156fc892910
©Wikipedia / Автор: Pinaria Caprarius

В ноябре этого года специалисты из французского Института ядерной и радиационной безопасности Франции (IRSN) зарегистрировали повышенный уровень радиационного загрязнения атмосферы над странами Европы. Если быть точней, речь шла о повышенной концентрации изотопов рутения-106.

Тогда же эксперты заявили, что причиной может оказаться авария на одном из российских или казахстанских ядерных объектов. По мнению специалистов, теоретически это могла быть утечка на объекте, где хранят ядерное топливо. Также не исключалась нештатная ситуация в одном из медицинских учреждений: дело в том, что рутений-106 используют в медицинских приборах при проведении лучевой терапии.

Стоит отметить, что де-факто о проблеме заговорили даже раньше. Еще в конце сентября экспертами Федерального ведомства по защите от радиации ФРГ (BfS) зарегистрирована повышенная концентрация радиоактивного изотопа рутений-106.

Россия всячески отвергала предположения об аварии на одном из ее предприятий. Сейчас свои выводы на этот счет обнародовала межведомственная рабочая группа, созданная по поручению российского правительства. Специалисты опровергли тезис, согласно которому источник выбросов располагался между Южным Уралом и Восточной Европой. В качестве же возможной причины назвали сгорание в земной атмосфере спутника или его фрагмента, содержащего источник рутения-106. Не исключают эксперты и другие версии.

Карта выбросов рутения-106 / ©IRSN/The Guardian

Рутений-106 является радионуклидом — нуклидом, ядра которого нестабильны и испытывают радиоактивный распад. Этот процесс сопровождает ионизирующее излучение искусственного происхождения. Радиационное облучение может повысить риск онкологических заболеваний и других болезней. Соединения рутения-106 летучи, поэтому при вхождении в атмосферу он мало где оседает.

Необходимо отметить, что «спутниковую» версию выдвигали и раньше. Однако она тут же была подвергнута жесткой критике. Так, по мнению руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, ни Россия, ни США не запускали искусственных спутников с рутением-106 на борту. В атмосферу Земли эти космические аппараты также не входили. Ученый отмечает, что искусственные спутники с таким важным, как источник рутения-106, грузом на борту отслеживаются во всем мире и вход в атмосферу космического аппарата не остался бы незамеченным.