Единственная найденная экзолуна может оказаться не меньше планет-гигантов Солнечной системы — Naked Science

Ученые пытаются объяснить размеры и происхождение далекой экзолуны, которая может оказаться в сотни раз массивнее нашей планеты.

exomoon

Начиная с конца прошлого века астрономы открыли тысячи далеких экзопланет. С экзолунами дело обстоит куда сложнее. Только летом 2017 года были найдены (пока не окончательно подтвержденные) следы первого спутника за пределами Солнечной системы, который вращается вокруг экзопланеты Kepler-1625b примерно в 4000 световых годах от нас. Уже тогда ее размеры оценивались как довольно приличные, однако в новой работе, представленной в библиотеке препринтов arXiv, даны новые оценки, еще более впечатляющие.

Рене Хеллер (René Heller) из германского Института исследований Солнечной системы Общества им. Макса Планка использовал данные телескопа Kepler, подсчитав, что кандидат Kepler-1625b I может оказаться похож не столько на обычный спутник, сколько на гигантскую, покрытую океаном планету. Размеры ее Хеллер оценивает вплоть до размеров Сатурна, хотя экзолуна ближе скорее к не столь крупному гиганту Солнечной систему – Нептуну: вчетверо больше Земли.

Происхождение такого огромного спутника трудно объяснить теми же механизмами, которые привели к появлению знакомых нам спутников у планет Солнечной системы. Луна, например, образовалась, как считается, в ходе соударения Земли с крупным небесным телом, из выброшенных на орбиту обломков. Луны Юпитера сформировались из облака газа и пыли, спутник Нептуна Тритон был захвачен в ходе пролета мимо массивной планеты. Ни один из этих сценариев не может надежно объяснить появление внушительной экзолуны, хотя, по расчетам Рене Хеллер, гравитационный захват огромной планетой с массой 10 масс Юпитера вполне возможен.

В ближайшее время астрономы планируют новые наблюдения за системой Kepler-1625. На этот раз к работе будет подключен космический телескоп Hubble. Возможно, он позволит достоверно подтвердить существование экзолуны, точнее выяснить ее размеры и дать разумные варианты появления такого огромного спутника.