Можно ли увидеть стрелу времени? — Naked Science

Можно ли увидеть стрелу времени?

Группа компьютерных специалистов поставила перед собой задачу разработать алгоритм, способный распознать на видеофильме стрелу времени, т. е. движется ли определенный объект вперед или назад во времени.

NewsImage_DirectionofTime_JLOlivares_0

Альберт Эйнштейн включил время в число физических измерений. Однако, в отличие от четырех пространственных, время движется лишь в одном направлении. Такая ассиметрия временного потока, именуемая стрелой времени озадачивала не одно поколение физиков-теоретиков.

Международная группа специалистов по компьютерным наукам поставила перед собой задачу построить алгоритм, способный автоматически распознавать стрелу времени. Программа, разработанная учеными, может в 80% всех случаев определять, в каком направлении воспроизводятся видеофильмы: в прямом или в обратном.

Чтобы распознать, что стрелки на часах в кинофильме движутся против часовой стрелки, надо знать, как работают обычные часы. Но нас интересовал вопрос, можно ли определить направление движения времени исходя лишь из низкоуровневых сигналов?

– Уильям Фримен, Массачусетский технологический институт

Автоматическое определение тонких внутренних характеристик визуального опыта позволит в перспективе создавать более реалистичную компьютерную графику для фильмов и видеоигр.

Лучший алгоритм, разработанный учеными, работал следующим образом: на каждый кадр накладывалась сетка из сотен тысяч ячеек. Каждая ячейка, в свою очередь, делилась еще на четыре квадрата. Для каждого квадрата программа определяла дистанцию и направление, в котором перемещалась определенная группа пикселей.

Из полученных данных генерировался «словарь», состоящий из 4000 «слов» – сеток с ячейками. Затем эти «слова» прочесывались алгоритмом, чтобы определить, двигаются ли они вперед или назад во времени.

К сожалению, данный подход работает только в том случае, если движение объектов может быть описано линейным уравнением. Если на видео сняты люди, совершающие сложные движения, алгоритм перестает работать.

В 1989 году советские астрономы пришли к выводу: у астероидов есть спутники. Это было четвертое в истории астрономии открытие нового класса объектов в Солнечной системе. Оно изменило наши представления о том, как формировалась Луна, спутники других планет – да и система в целом. Однако у истории есть чувство юмора: об этом открытии советских астрономов практически никто не знает. Naked Science первым из СМИ пробует восполнить этот пробел — в том числе впервые публикует электронную копию самой работы об открытии двойных астероидов.