Биологи создали синтетические клетки–«франкенштейны» для охоты на микробов — Naked Science
04.09.2018

Биологи создали синтетические клетки–«франкенштейны» для охоты на микробов

Получены искусственные клетки, содержащие лишь минимальный набор необходимых инструментов для обнаружения и уничтожения бактерий.

frank0

Строго говоря, клетками полученные структуры можно назвать лишь условно. Они состоят из мембранных пузырьков и отдельных очищенных компонентов, необходимых для работы, но не способны ни к сложной активности, ни к размножению, как полуживые биохимические «франкенштейны». Об этом ученые из Калифорнийского университета в Дейвисе сообщают в статье, опубликованной в журнале ACS Applied Materials & Interfaces.

«Мы сконструировали искусственные клетки из отдельных деталей, как из конструктора Lego», — объясняет один из авторов работы Чэмэн Тань (Cheemeng Tan). Внутри липидных пузырьков, напоминающих мембранные структуры обычной клетки, заключена небольшая ДНК, содержащая строго ограниченный набор генов, отдельные белки и другие молекулы, необходимые для их работы.

Модифицированная мембрана позволяет им выживать в довольно широком диапазоне условий, однако как только внутренние запасы необходимых веществ закончатся, такие клетки погибнут. Но в течение всей жизни они действуют как весьма эффективные охотники за микробами. В экспериментах ученые спроектировали синтетические клетки так, чтобы их рецепторные белки реагировали на присутствие в среде молекул — маркеров бактерий кишечной палочки, связывались с их поверхностью и разрушали.

Авторы предполагают, что в будущем такие синтетические системы могут создаваться под самые разные задачи — будь то уничтожение устойчивых к антибиотикам бактерий в организме больного или просто адресная доставка лекарств.

Специалисты показали устройство подводной лодки типа Gator, или SDV Mk.8 Mod 0. Она предназначена для доставки бойцов формирования специального назначения SEAL к цели.