Биологи представили новую теорию эволюции позвоночных - Naked ScienceNaked Science
31.08.2016, 18:37
Naked Science

Биологи представили новую теорию эволюции позвоночных

Междисциплинарная группа ученых из США разработала новую теорию эмбриогенеза позвоночных, в основу которой легли особенности механической деформации зародыша. Результаты исследования, длившегося около 20 лет, представлены в Progress in Biophysics & Molecular Biology.

1-s2

Концепция получила название «эмбриональной геометрии». Согласно ей, геометрия тела позвоночных связана с этапами дробления многоклетоточного зародыша. По окончании дробления сегментационные шары, или бластомеры, удаляются в радиальном направлении от центра яйца и образуют бластулу, которая имеет форму полого шара. Дальнейшая пролиферация клеток увеличивает площадь поверхности бластулы и изменяет ее геометрию. При этом эмбрион сохраняет форму первых восьми клеток, образованных в результате первых трех делений яйца. Эти клетки и определяют три оси тела позвоночных.

Схематическое происхождение радиальных и билатеральных форм © David B. Edelman

Эволюция человеческого черепа © David B. Edelman

Как подчеркнули авторы, несмотря на детальные описания эмбиогенеза, разнообразие животных до сих пор оставалось загадкой. Попытки аргументировать видовую изменчивость предпринимали, в частности, сторонники неодарвинизма. По их мнению, ключевые филогенетические изменения обусловлены случайными генетическими мутациями в рамках естественного отбора. Однако ряд исследователей выступают с критикой неодарвинистского подхода к эволюции позвоночных, находя такое объяснение радикальных и сложных изменений в организмах неудовлетворительным.

Согласно новым данным, Россия запустит следующий спутник ГЛОНАСС не в ноябре, а в декабре.

Половина из сегодняшних спутников шестой планеты нашей системы были «открыты на кончике пера» четверть века тому назад.