Биологи опровергли бесполезность естественного размножения — Naked Science

Биологи опровергли бесполезность естественного размножения

В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» главной героине говорят: «Чтобы остаться на месте, нужно очень быстро бежать». Ставшую классикой фразу взяли на вооружение эволюционные биологи, пытающиеся найти обоснование необходимости размножения человечества естественным путем.

15510641850_895e8b3b84_h

Тема усовершенствования человеческих генов, ставшая популярной в последнее время, включает перспективу появления на свет «дизайнерских младенцев» с усовершенствованным набором генов. В перспективе же, по мнению адептов генной инженерии, человечество вообще сможет обойтись без естественного размножения. Между тем не все ученые разделяют эту точку зрения.

Как сообщает Phys.org, эволюционные биологи из Университета Айовы полагают, что естественный процесс размножения людей является не просто продолжением человеческого рода, а одним из главных условий сохранения вида. Отработанный механизм воспроизводства позволяет людям генетически эволюционировать, чтобы противостоять различным угрозам, будь то болезни или климатические изменения.

Морин Нейман, доцент-биолог Университета Айовы/©phys.org

В качестве доказательства своих суждений ученые исследовали пресноводных улиток в Новой Зеландии, размножающихся как половым, так и бесполым способами. И тем, и другим улиткам угрожает природный враг – червь-паразит, трематод Microphallus livelyi. Он проникает в улиток, обманывая их иммунную систему. Ученые выяснили, что в местах, где живут улитки-самцы и улитки-самки, таких червей гораздо больше, чем на территориях, где одинокие самки размножаются бесполым путем. Также, по словам ученых, в тех местах, где паразитов больше, улитки проявляют большую сексуальную активность. Суть происходящего – в обновлении набора генов, «перемешивании» их комбинаций, происходящем при естественном размножении. «Червю уже гораздо труднее проникнуть в организм с более редкими генами, чем у улиток, появляющихся на свет без помощи самцов», – пояснила доцент-биолог из Университета Айовы Морин Нейман. Ранее, в январе 2014 года, схожие результаты дало исследование, проведенное в высокогорном британском озере Грасмир. Объектом изучения стали 1,8 тыс. улиток, собранных на 18 участках.

Ученые полагают, что точно так же происходит борьба за выживание и у людей. Некоторые заболевания обманывают иммунную систему, заставляя ее не воспринимать болезнь как угрозу.

Напомним, недавно схожее поведение исследователи обнаружили у вируса иммунодефицита. В организме человека молекулы ВИЧ переплетаются с молекулами ДНК, встраиваясь таким образом в организм. Однако с течением времени гены перемешиваются и создаются новые комбинации, защищающие человечество от болезней.