23.05.2017
Редакция Naked Science

Астрономы: в прошлом Земля была похожа на расплавленный эритроцит

Теоретическое исследование предсказывает существование особых объектов-предшественников полноценных планет, похожих на раскаленные бублики «синестий».

synestia0
©Wikipedia / Автор: Cloelia Andronicus

Обычный список планетных тел, куда помимо самих планет входят их спутники и предшественники, а также астероиды, кометы, метеорные тела и т. п. – все, что сформировалось вокруг звезды, – может пополниться новым экзотическим участником. По словам гарвардского астрофизика Саймона Лока (Simon Lock) и его коллеги из Калифорнийского университета Сары Стюарт (Sarah Stewart), некогда и наша Земля представляла собой «синестию» – обширный тор горячего, полурасплавленного камня, образованного столкновением крупных «зародышей» планет. Статья ученых опубликована в Journal of Geophysical Research: Planets.

В самом деле, на одном из этапов образования каменистых планет их рост происходит за счет столкновений между объектами поменьше. Удары их так тяжелы, что тела частично плавятся, частично испаряются, и лишь со временем остывают в почти сферические большие твердые планеты. Стюарт и Лок провели моделирование таких столкновений крупных объектов, заметив, что если они вращаются (а такое в космосе практически неизбежно), то угловые моменты обоих тел складываются, а если вращение было направлено в одну сторону – усиливаются.

Расчеты показали, что если энергия столкновения достаточно велика, то оно приведет к формированию необычной структуры в форме тора. Впрочем, центр такой «синестии» образует не отверстие, а центральное тело, так что объект, пожалуй, больше похож на сплющенный округлый эритроцит, состоящий из огромных объемов расплавленной породы. «Синестией» (synestia) он назван от имени древнегреческой богини домашнего очага Гестии и корня syn- («вместе»).

Разреженная «синестия» намного крупнее планеты и планеты с кольцами сравнимой массы / ©Simon Lock, Sarah Stewart

Сара Стюарт добавляет, что большинство планет земного типа на одном из этапов формирования должны проходить через этап «синестии», и наша Земля тут не исключение. Скорее всего, и она несколько сотен лет выглядела как раскаленный «лавовый» эритроцит, прежде чем материал внешнего диска не остыл и не замедлился достаточно, чтобы начать складывать планету обычной, почти сферической формы. Возможно, именно тогда началось формирование Луны.